image
Кудрявая экономикаИнтервью журналу The National InterestСергей Глазьев: федерализация — уже не идея, а очевидная необходимость
Антикризисные меры: просчеты, выводы, предложения
04 февраля 2009г.

Предпринимавшиеся до настоящего времени антикризисные меры не смогли предотвратить его перерастания в глубокий спад промышленного производства, чреватый втягиванием экономики в длительную депрессию. Этого можно было бы избежать, если бы предоставление банкам дешевых денег  было бы увязано с их целевым использованием для кредитования производственной деятельности, а также дополнено мерами по стимулированию конечного спроса, инвестиционной  и инновационной активности.

При планировании антикризисных мер было сделано, по меньшей мере, три стратегических ошибки. Во-первых, неверно был поставлен диагноз – кризис рассматривался как финансовый и краткосрочный, в то время как он является структурным и длительным. Во-вторых, неверно был выбран главный объект приложения антикризисных мер – банковская система и финансовый рынок. На самом деле, меры по спасению банковской системы должны были рассматриваться в контексте более широкой программы предотвращения экономической депрессии. В-третьих, вместо использования рыночных механизмов упор был сделан на административные меры, которые в отсутствие стратегического плана и норм ответственности оказались малоэффективными и расточительными. Размещение полутора триллионов рублей в коммерческих банках без обеспечения обернулось вывозом полусотни миллиардов долларов за рубеж и дестабилизацией курса рубля.

Этих ошибок можно было бы избежать, если бы к планированию антикризисных мер были привлечены ученые Секции экономики РАН, давно выступавшие с предостережениями в отношении кризиса глобальной финансовой системы и своевременно выдвигавшие предложения по опережающей модернизации российской экономики на основе нового технологического уклада.

Основными причинами глобального кризиса являются: саморазрушение финансовой пирамиды долговых обязательств США; виртуализация финансовых операций (деривативы), повлекшая недооценку финансовых рисков и отрыв финансового рынка  от реального сектора экономики; обесценение   значительной части капитала в условиях исчерпания возможностей экономического роста на основе доминирующего технологического уклада и связанного с этим структурного кризиса экономики ведущих стран.

Меры, предпринимаемые денежными властями США и других мировых эмиссионных центров, не затрагивают основных источников кризиса. Более того,  упор на необеспеченную денежную эмиссию усугубляет сложившиеся дисбалансы и влечет серьезные инфляционные риски. Остановить  разрастание кризиса глобальной валютно-финансовой системы  могло бы одновременное списание обязательств по забалансовым деривативам и устранение дефицита   бюджета и платежного баланса США. Поскольку  ни  то, ни другое не планируется, кризис будет углубляться.

Очевидными следствиями кризиса будут:  обесценение значительной части финансового капитала;  девальвация доллара и утрата им положения единственной мировой резервной валюты,  региональная фрагментация мировой валютно-финансовой системы. Кризис закончится с перетоком оставшегося после коллапса долларовой финансовой пирамиды и других финансовых пузырей  капитала в производства нового технологического уклада. Это  произойдет после структурной перестройки мировой экономики на основе нового технологического уклада, которая продлится еще 3 - 5 лет и будет  сопровождаться  изменением состава ведущих компаний, стран и управленческих практик.

При правильной политике в результате кризиса Россия могла бы существенно улучшить свое положение в мировой экономике, добившись:

1)      признания рубля в качестве одной из мировых валют,

2)       многократного повышения мощности отечественной  банковско-инвестиционной системы,

3)       опережающего становления нового технологического уклада и подъема экономики на длинной волне его роста.

Для этого меры по преодолению финансового кризиса должны быть направлены на формирование отечественной инвестиционной системы и согласованы с политикой долгосрочного развития, установленной Концепцией социально-экономического развития России до 2020 года. Эмитируемые государством деньги на рефинансирование  банков, должны направляться,  прежде всего,  на финансирование внебюджетной части государственных целевых программ и стратегий, кредитование предприятий, осваивающих перспективные производства нового технологического уклада. Для этого должна быть создана система целевого управления денежным предложением, при формировании которой можно воспользоваться опытом послевоенного восстановления Западной Европы (эмиссия под векселя производственных предприятий посредством рефинансирования коммерческих банков) или современного Китая (эмиссия под планы модернизации производственных предприятий через государственные банки). Можно также задействовать опыт финансового планирования в Индии (эмиссия под приоритетные направления развития) или управления кредитными потоками в Японии (эмиссия под государственные приоритеты).

Наш собственный и мировой опыт позволяет сконструировать оптимальные механизмы денежного предложения, замкнутые на кредитование реального сектора экономики и приоритетные направления ее развития. Для этого необходимо ввести правовые  нормы, регулирующие поведение банков должным образом: вместо кредитов без обеспечения увязать условия доступа к кредитному окну Центрального банка с обязательствами по целевому использованию получаемых кредитов. Это можно сделать комбинацией косвенных (рефинансирование под залог векселей платежеспособных предприятий) и прямых (софинансирование государственных программ, предоставление госгарантий) способов денежного предложения. При этом важно также четко определить меры ответственности за нецелевое использование получаемых от государства кредитных ресурсов, в том числе восстановить нормы валютного контроля.

После  принятия всех перечисленных выше мер возможно наращивание денежного предложения как необходимое условие поддержания внутреннего спроса, подъема инвестиционной и инновационной активности.  В отличие от эмитентов мировых валют кризис в России вызван не избытком денежного предложения и связанных с ним финансовых пузырей, а хронической недомонетизацией экономики, которая длительное время работала на износ вследствие острого недостатка инвестиций. Ставка на их привлечение из-за рубежа обернулась бегством собственного капитала и установлением иностранного контроля за значительной частью высокоприбыльных российских активов, ориентацией экономики на экспорт сырья. Сегодня необходимо сконцентрировать внимание на расширении внутреннего рынка, структурной перестройке экономики на основе нового технологического уклада, создании самодостаточной, опирающейся на внутренние источники денежного предложения, инвестиционной системы. Для этого необходимо предпринять следующие действия.

В денежной политике:

1.      Прекратить раздачу кредитов без обеспечения. Потребовать в залог ранее выданных без обеспечения кредитов акции банков-заемщиков.

2.      Кардинально расширить ломбардный список Центрального банка, включив в него векселя системообразующих предприятий, отбираемых уполномоченными органами на федеральном и региональном уровнях.

3.      Наряду с ценными бумагами ломбардного списка использовать в качестве залога при рефинансировании коммерческих банков поручительства организаций-заказчиков федеральных целевых программ.

4.      Увеличить сроки кредитов, выдаваемых на рефинансирование коммерческих банков, до двух-трех  лет.

5.      Восстановить валютный контроль, запретив вывоз капитала без разрешения Правительства России. При этом сохранить свободное приобретение иностранной валюты для финансирования текущих операций. Ввести норму, позволяющую задерживать вывоз иностранного спекулятивного капитала на срок до года.

6.      Отказаться от административного планирования  количества денежной массы и базы. Перейти на косвенное регулирование денежного предложения посредством регулирования ставки рефинансирования. Вести эмиссию рублей преимущественно на цели рефинансирования коммерческих банков, а также на приобретение золота, ограничив приобретение иностранной валюты задачей поддержания курса рубля на установленном уровне.

7.      Снизить ставку рефинансирования до уровня, соответствующего средней норме рентабельности обрабатывающей промышленности. В дальнейшем снижение ставки рефинансирования увязывать с целями повышения экономической активности.

8.      Ввести временное регулирование ставок процента по кредитам и депозитам, увязанное со ставкой рефинансирования. Ограничить предельную величину банковской маржи 4%.

9.      Ввести полное государственное гарантирование банковских вкладов в рублях. Одновременно отменить государственные гарантии на валютные вклады.

10.   Временно зафиксировать обменный курс рубля на сложившемся уровне.

В сфере ценообразования:

11.  Заморозить на год-два регулируемые тарифы, включая тарифы на газ, тепло, электроэнергию, связь, железнодорожные перевозки.

12.   Резко ужесточить антимонопольное регулирование. Провести антимонопольную кампанию с наказанием предприятий, злоупотребляющих монопольным положением путем завышения цен.

13.   Ввести реестр рекомендуемых цен на основные продукты питания, топливо, сырьевые товары.

14.  Организовать биржевую торговлю нефти, нефтепродуктов, леса, минеральных удобрений, металлов, других сырьевых товаров в рублях. Обязать производителей продавать через зарегистрированные Правительством  России биржи не менее половины своей продукции, в том числе поставляемой на экспорт.

Для создания в России мирового финансового центра:

15.  Перейти во взаимных расчетах в СНГ на рубли и другие национальные валюты, в расчетах с ЕС – на рубли и Евро.

16.  Перейти к осуществлению расчетов в рублях за экспортируемые из России углеводороды,  металлы, химические удобрения, лес и другие сырьевые товары. При этом, при  необходимости следует предусматривать  выделение стабилизационных рублевых кредитов государствам-импортерам российской продукции для поддержания  товарооборота.

17.   Обеспечить при поддержке Межгосударственного банка СНГ создание расчетно-платежной системы в рублях и других национальных валютах государств Содружества. 18.   Номинировать в рублях цены на  экспортируемые из России газ, нефть, лес, минеральные удобрения, металлы, другие биржевые товары. 19.   Организовать на ММВБ прямую котировку иностранных валют к рублю, включая национальные валюты СНГ.20.   Обеспечить беспрепятственное осуществление валютных операций банками государств ЕврАзЭС на территории Сообщества при соблюдении норм валютного контроля.

Для поддержания внутреннего спроса:

21.  Осуществлять государственные закупки, а также закупки контролируемых государством предприятий (прежде всего, Газпром, Роснефть, Аэрофлот, РЖД) преимущественно у отечественных товаропроизводителей.

22.  Обеспечить создание и полноценное функционирование общего продовольственного рынка СНГ. Разработать и реализовать межгосударственную программу ЕврАзЭС по модернизации инфраструктуры продовольственного рынка.

23.  Разработать и осуществить программы модернизации транспортной и энергетической  инфраструктуры.

24.  Разработать и осуществить программы модернизации ЖКХ.

25.  Организовать за счет средств Фонда национального благосостояния  крупномасштабное жилищное строительство с проведением тендеров под объемы жилой площади при фиксированной удельной цене и бесплатном предоставлении земельных участков.

26.   Отказаться от политики профицитного бюджета, установив предельный дефицит бюджета в 3% ВВП. Осуществлять его финансирование за счет эмиссии долгосрочных государственных обязательств, включаемых в ломбардный список Центробанка.

27.  Изъять в доход федерального бюджета прибыль Банка России, образовавшуюся вследствие трансформации нерыночных обязательств Правительства в рыночные за последнее десятилетие.

Для повышения эффективности прав собственности:

28.  Создать центральный депозитарий, в котором организовать учет прав собственности на все акции российских предприятий. Обязать конечных владельцев акций российских предприятий зарегистрировать свои права собственности на них в российских регистраторах.

29.  Зарезервировать в государственной и муниципальной собственности все неприватизированные земли, отменив нормы Земельного кодекса об их спонтанной приватизации.

30.  Изъять у нефтяных кампаний, предприятий других отраслей добывающей промышленности неэксплуатируемые скважины и другие месторождения природных ресурсов с целью их последующей передачи в эксплуатацию заинтересованным арендаторам.

31.  Изъять в государственную собственность необрабатываемые более трех лет сельскохозяйственные земли с целью их предоставления в эксплуатацию заинтересованным пользователям.

32.   Активизировать работу по возвращению государству незаконно отторгнутых активов.

Для стимулирования экономической активности и малого бизнеса:

33.   Отменить НДС, заместив выпадающие доходы бюджета приведением налогообложения экспорта и добычи газа в соответствие с налогообложением нефтяной отрасли, экологическим налогом,  а также повышением акцизов на алкогольную и табачную продукцию.

34.  Создать Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, передав его в доверительное управление ТПП. Включить обязательства этого фонда в Ломбардный список Центробанка.  Централизовать в этом Фонде все нераспределенные кредиты, выданные государством на эти цели.

35.   Обязать Сбербанк, ВТБ и Банк Развития  выделять определенный лимит кредитных ресурсов на предоставление ссуд малым предприятиям.

36.   Поручить Генпрокуратуре осуществлять контроль за соблюдением норм по ограничению административных и налоговых проверок. 

37.  Ввести мораторий на преследования предприятий по налоговым платежам за прошлые годы. Для структурной перестройки экономики и ее модернизации на основе нового технологического уклада:

38.  Целевое управление  денежным предложением проводить  с учетом приоритетов структурной политики, соответствующим образом определяя перечень предприятий, векселя которых включаются в Ломбардный список Центробанка, предусматривая лимиты кредитных ресурсов на финансирование внебюджетных частей федеральных программ, используя  госгарантии и иные регулирующие меры, создающие стимулы для направления средств в перспективные отрасли.

39.       Активизировать работу государственных институтов развития по ключевым направлениям становления нового технологического уклада (нанотехнологии, биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии), введя ответственность их руководителей за своевременное и эффективное освоение выделяемых средств.

40.   Принять федеральный закон «О стратегическом планировании», в котором предусмотреть нормы планирования и контроля  работы институтов развития, госкорпораций, а также требования к федеральным целевым программам.

41.   Использовать средства Резервного фонда для импорта новейших технологий и защиты прав интеллектуальной собственности российских лиц за рубежом.

42.   Удвоить государственные  расходы на НИОКР, включая  оборонный заказ.

43.   Принять межгосударственную программу ЕврАзЭС по инновационным   биотехнологиям. 

44.   Законодательно стимулировать освоение отечественной энергосберегающей и экологически чистой техники (светодиодов, солнечных батарей, нанопорошков, электромобилей, систем автоматизированного контроля за теплопотреблением в ЖКХ и пр.), введя как нормы по запрету эксплуатации энергорасточительных и экологически грязных технологий, так и льготы потребителям передовой техники. В международных валютно-финансовых отношениях от имени России предложить:

45.  Усилить контроль за активными и пассивными операциями финансовых институтов, использованием балансовых и забалансовых инструментов, обеспечением адекватного уровня качества активов и пассивов. Списать необеспеченные  забалансовые обязательства и запретить совершение сделок с забалансовыми инструментами. 

46.   Ввести ограничения на проведение финансовых операций с оффшорными зонами, избегающими общепринятых стандартов открытия информации и контроля.

47.   Предложить всем государствам-эмитентам мировых резервных валют (США, ЕС, Япония) обеспечить бездефицитность государственного бюджета и платежного баланса, а также беспрепятственное приобретение их активов.

48.   Признать несостоятельность рейтинговых агентств и отказаться от использования выставляемых ими рейтингов в качестве оценки рисков соответствующих заемщиков. Предоставить коммерческим банкам самостоятельность в оценке рисков своих заемщиков, обязуя их резервировать средства в зависимости не от рейтингов, а от кредитных историй заемщиков и надежности залогового обеспечения.

49.   При оценке залогов руководствоваться их средневзвешенной рыночной оценкой за предшествующие три года.

50.   Ввести общемировой налог на совершение валютных спекуляций в размере 1% от суммы операции с использованием получаемых поступлений на решение глобальных проблем (предотвращение и устранение последствий  глобальных катастроф, борьба с голодом и болезнями, поддержка образования и др.).

 

Академик РАН

С.Ю.Глазьев


Назад в раздел
 
Старая версия сайта, архив материалов
Неофициальный форум сторонников Сергея Глазьева
Кольцо Патриотических Ресурсов
Контакты:
e-mail:
© Официальный сайт Сергея Глазьева
Перепечатка материалов разрешается со ссылкой на www.glazev.ru