Кризисные возможности

Мировой кризис

22.11.2008 14:54

Сергей Глазьев

3509

Кризисные возможности

Финансовый кризис является отражением серьезных изменений в мировой экономике. Если обратиться к долгосрочным тенденциям, то можно увидеть, что традиционные пути развития экономики ведущих стран мира исчерпали себя. На данный момент необходим переход к новому технологическому укладу. Все эти процессы всегда в мировой истории сопровождались финансовыми пузырями. Эти всплески - это признаки перехода к новым технологическим процессам в экономике. Очень важно в этот момент иметь долгосрочное видение и понимать, куда двинется экономика ведущих стран мира.

Капитал, который высвобождается из устаревающих производств, не может в одночасье быть востребован новейшими технологиями. Именно поэтому, когда мировая экономика испытывает структурную трансформацию в связи с замещением доминирующих технологических укладов, всегда возникают финансовые пузыри и спекулятивные турбулентные движения финансового рынка. Происходит это из-за того, что деньги, высвобождаемые из устаревающих производств, длительное время "болтаются на рынке" до тех пор, пока новое производство не проявит спрос на финансовые ресурсы. Этот процесс, судя по тому, что цены на энергоносители пошли вниз, в развитых странах подходит к завершению. Пройдет еще два-три года, и они войдут в новую длинную волну экономического роста - пойдет новый долгосрочный подъем на базе новых технологий в мировой экономике. При этом структура экономики будет принципиальным образом меняться.

В России, к сожалению, в принятии решений по антикризисной программе превалируют интересы банков. В антикризисную комиссию надо включить представителей промышленности - реального сектора экономики и ученых. Потому что те решения, которые принимаются, выгодны исключительно банковскому сектору, который получает колоссальные деньги без какой-либо ответственности за их конечное использование. Этот перекос может опрокинуть всю экономическую систему. Наш Центральный банк не хочет контролировать ни валютные, ни кредитные потоки и не хочет ни за что отвечать. С таким ЦБ очень тяжело будет пройти через кризис, потому что деньги могут оказаться выплеснутыми на финансовый и даже валютный рынок с весьма печальными последствиями для макроэкономической ситуации.

Разматывать узел кризисных проблем начали не с того звена. Нужно начинать с производственной сферы, потому что именно от ее самочувствия зависит вся наша экономическая ситуация. Если бы так поступили, это означало бы создание каналов кредитования коммерческих банков под деньги со стороны производственных предприятий.

Итак, главной причиной обрушения российского финансового рынка является его высокая зависимость от мировой конъюнктуры вследствие полной открытости и привязки денежной эмиссии к приобретению иностранной валюты в валютный резерв Банка России. Сущностью проводимой политики денежного предложения является формирование денежной массы под приток иностранной валюты, что предопределяет соответствующую специализацию российской экономики под потребности мирового рынка. Ее следствием стали характерные для российской экономики диспропорции, заключающиеся в ее сырьевой специализации.

Есть и другие перекосы:

  • - демонетизация и хроническое недоинвестирование, старение основного капитала;
  • - повышенные транзакционные издержки, подрывающие конкурентоспособность  национальной экономики;
  • - неразвитость банковской системы, ее подавление иностранными конкурентами;
  •  - доминирование на финансовом рынке иностранных спекулянтов, его уязвимость от колебаний мировой финансовой конъюнктуры;
  • - избыточные валютные риски и неоправданное обесценение валютных резервов вследствие неизбежного дальнейшего падения доллара США.

Продолжение этой политики, навязанной России МВФ и Казначейством США, чревато нарастанием потерь, общая величина которых уже превышает 50 млрд. долл. вследствие относительного обесценения валютных резервов, а также замедлением экономического роста из-за хронической нехватки кредитных ресурсов и их неоправданной дороговизны. Чтобы выйти из этого унизительного и саморазорительного положения финансовой колонии, необходимо провести принципиальные изменения в системе денежного обращения в комплексе с другими излагаемыми ниже мерами формирования национальной инвестиционной системы. Ключевое значение среди них имеет переход от эмиссии рублей под покупку иностранной валюты к рефинансированию коммерческих банков под залог обязательств предприятий реального сектора экономики. При этом основным регулятором денежного предложения становится регулирование ставки рефинансирования с одновременным отказом от административного планирования количества денег.

К сожалению, Банк России до сих пор не имеет научно обоснованного инструментария по моделированию различных сценариев денежной политики. Вследствие этого последняя ведется субъективными методами без оценки ожидаемых последствий и сопровождается систематическими ошибками, которые дорого обходятся стране. С целью должного обоснования денежно-кредитной политики в условиях глобального финансового кризиса считал бы необходимым разработку имитационной экономико-математической модели денежного обращения, которая позволила бы объективно оценивать и прогнозировать последствия различных вариантов денежной политики.Вне зависимости от этого следует немедленно предпринять меры по формированию национальной инвестиционной системы, необходимой для обеспечения быстрого и устойчивого экономического роста.


Главным образом, предоставление государством кредитных ресурсов коммерческим банкам должно быть обусловлено их целевым использованием для рефинансирования предприятий реального сектора экономики. Необходимо исключить переток выделяемых государством кредитов на финансовый рынок и их использование в спекулятивных целях. При этом во избежание коррупции и злоупотреблений необходимо ввести административное регулирование процентных ставок, ограничив банковскую маржу по операциям с выделяемыми государством кредитными ресурсами на уровне 1%. Это потребует регулирования процентных ставок, уровень которых должен соответствовать рентабельности реального сектора экономики.

Иными словами, стабилизационные кредиты на рефинансирование коммерческих банков следует выделять сроком до 5 лет под 5% годовых с условием их дальнейшего предоставления предприятиям реального сектора, векселя которых принимаются Банком России в качестве залогового обеспечения выделяемых кредитов. Необходимо также расширить перечень бумаг ломбардного списка, принимаемых Банком России под обеспечение рефинансирования коммерческих банков, включив в него акции и векселя созданных государством институтов развития, предприятий приоритетных секторов экономики, в том числе предприятий наукоемкой промышленности, машиностроения, строительства, агропромышленного комплекса, а также коммерческих организаций науки и здравоохранения. Следует отказаться от административного планирования количества денежной массы, перейдя к регулированию денежного предложения посредством ставки рефинансирования. 
В качестве одной из мер нужно наметить переход от эмиссии рублей под покупку иностранной валюты к предложению денег, исходя из спроса на них со стороны отечественных заемщиков.

Рефинансировать коммерческие банки под залог векселей платежеспособных предприятий реального сектора экономики, в том числе работающих в перспективных направлениях формирования нового технологического уклада. При этом необходимо ввести мониторинг финансового состояния предприятий, векселя которых включаются в ломбардный список Банка России. Кроме того, нужно перейти к продаже газа, нефти, других сырьевых товаров за рубли, создать необходимые условия широкого использования рублей в международных расчетах, а также в качестве резервной валюты в государствах СНГ, ЕС, Китае, других торговых партнерах России. Считаю также нужным номинировать в рублях новые контракты по экспорту газа в Белоруссию и на Украину, одновременно предоставив этим государствам рублевые стабилизационные кредиты.

Я бы также предложил провести замещение отзываемых иностранных кредитов российскими кредитными ресурсами, номинированными в рублях, без изменения процентных ставок. Важно также предпринять меры по декриминализации системы административного регулирования экономики с целью установления доверия между государством и деловыми кругами. В том числе: отменить НДС, разрешить предприятиям формировать собственные резервы в разумных пределах, прекратить претензии по налогам, уплаченным до прошлого года, предоставить каждому юридическому или физическому лицу право требовать отставки недобросовестных чиновников.

Среди прочего нужно предпринять меры по сдерживанию инфляции, включая активизацию антимонопольной политики и временное замораживание цен на газ, тепло и электроэнергию. Необходимо последовательно расширять внешнеторговые расчеты в национальных валютах, организовать прямую котировку их курсов по отношению к рублю и создать единую платежную систему ЕврАзЭс. При этом межгосударственный банк СНГ должен быть наделен соответствующими возможностями и полномочиями.

Политику денежного предложения нужно согласовать с задачами структурной, промышленной и научно-технической политики развития, определенной Концепцией социально-экономического развития России до 2020 года.

И последнее. Россия могла бы предложить новую архитектуру глобальной валютно-финансовой системы, исходя из недопустимости монополизации функции мировой валюты в частных интересах. То есть предложить справедливую и взаимовыгодную процедуру использования национальных и региональных валют (или основанной на их пропорциональном представительстве новой мировой валюты) в международных расчетах. Эта процедура должна предусматривать механизм стабилизации их обменных курсов и прозрачное распределение глобального сеньоража.  

Источник: «Военно-промышленный курьер»


Заметили ошибку в тексте? Сообщите об этом нам.
Выделите предложение целиком и нажмите CTRL+ENTER.


Оцените статью