Кризисом в медицине называется обострение болезни. Наша экономика уже давно хронически наркозависима от экспорта углеводородного сырья и импорта значительной номенклатуры промышленной продукции, продуктов питания и «ширпотреба», что вызвано масштабной деградацией отечественного товарного производства. Помимо развала Советского Союза, в результате которого была уничтожена значительная часть прежней производственной кооперации российских предприятий с контрагентами в бывших союзных республиках, еще одной из первопричин внешней наркозависимости является искусственный развал в стране денежного обращения. Он произошел из-за абсурдного установления зависимости рублевой денежной массы от валютной: рублей Центробанк выпускает в пересчете по базарному курсу обмена столько, сколько валюты попадает в страну. Но ее в рублевом исчислении даже по значительно заниженному обменному курсу рубля оказывается всегда существенно меньше, чем требуется для обеспечения оборота всей товарной массы в стране. Тем самым реформаторы осознанно создали в стране перманентный дефицит денег, сумма которых не сбалансирована с товарной массой с учетом их обращения. К примеру, рублевый дефицит в середине 1990-х составлял 60-70%, что в сочетании с вывозом капитала за рубеж и его воровством внутри страны привело к приснопамятному дефолту, а в 2013 г. дефицит достигал 40%. На самом же деле, национальных денег Центробанк должен выпускать столько, сколько необходимо для устойчивой работы национальной экономики, в первую очередь – для обеспечения выкупа в стране всех производимых товаров и услуг.
Обострения хронической болезни экономики время от времени провоцируются дополнительным, резким увеличением дефицита денежного обращения. Происходило такое трижды, последнее спровоцировано руководством Центробанка в январе прошлого года и длится по сию пору.
Наблюдая последние два десятилетия за деятельностью Правительства и Центробанка России, приходится с горечью констатировать ее несоответствие многолетним декларациям властей о необходимости модернизации отечественной экономики. При этом поражает также неадекватность политики денежных властей, грубо нарушающих соответствующие положения Конституции страны. Создается впечатление, что высшие банковские и правительственные чиновники, отвечающие за экономику и финансы, не в ладах с пониманием основополагающих понятий и принципов независимой государственной политики в этих сферах. Вместе с тем, создается впечатление, что этими делами заняты люди, обладающие не государственным мышлением, а ментальностью бухгалтеров средней руки либо лавочников, чья деятельность хотя и весьма важна, но совсем в иных местах. Видимо по этим причинам власти не удосужились до сих пор сказать, что такое социальное государство, каковым должна быть Российская Федерация согласно ч.1 ст.7 Конституции, и как его собираются строить. По этим же причинам в стране отсутствует законодательно оформленная государственная экономическая политика, включающая как ее неразрывную часть финансовую политику, фактически отсутствует эффективная система управления экономикой. И т. д.
Нынешний кризис протекает в совершенно иных условиях в сравнении с предыдущим, 2008 года. Однако правительство вместо стратегического осмысления происходящего действует по старому шаблону – вновь накачивает группу избранных банков деньгами, откуда они почему-то исчезли, называя это антикризисными мерами, и сокращает расходы бюджета. Такие потуги напоминают бессмысленные попытки обороняться при острейшей необходимости перейти, и как можно, скорей, в наступление – начать модернизацию экономики. Она должна быть нацелена, в частности, на импортозамещение в наиболее значимых для страны сегментах товарного производства, а также на обновление инфраструктуры ЖКХ, в котором только на замену трубопроводных сетей и строительство новых жилых домов вместо обветшавших требуется по данным самого правительства не менее 7 трлн. рублей.
О том, что нужно экстренно предпринимать, я попросил побеседовать со мной академика РАН Сергея Глазьева.