Тезисы выступления на Петербургском экономическом форуме

Экономика

10.06.2009 14:33

Сергей Глазьев

2127

Тезисы выступления на Петербургском экономическом форуме

Кризис глобальной финансовой системы затронул экономики государств ЕврАзЭС, столкнувшихся с оттоком иностранных кредитов и  спекулятивного капитала, падением экспорта и ухудшением торгового баланса, повышением инфляции и угрозой макроэкономической  дестабилизации. Резко упали доходы многих экспортно-ориентированных предприятий, появляются признаки снижения производства в некоторых отраслях промышленности,  строительстве, сфере услуг.  

Важнейшей причиной уязвимости наших экономик от колебаний мировой финансовой конъюнктуры стала их чрезмерная ориентация на экспорт сырья, ослабление и разрушение внутренних кооперационных связей, сжатие внутреннего рынка, разрыв технологических цепочек по производству сложных видов продукции, разделенных возникшими таможенными границами. Для обеспечения устойчивого развития необходимо восстановление емкого внутреннего рынка, глубокая модернизация и повышение конкурентоспособности экономки на новой технологической основе.

Данные о динамике экономической активности свидетельствуют о положительном влиянии емкости, глубины и защищенности внутреннего рынка на антикризисную устойчивость производственной и инвестиционной деятельности в различных странах. Так, в наименьшей степени глобальный кризис затронул Китай, в котором произошло лишь некоторое замедление экономического роста, темп которого составил в первом квартале по отношению к соответствующему периоду прошлого года 6,1%.  Емкий и хорошо защищенный внутренний рынок Индии также отреагировал замедлением экономического роста при относительно небольшом (менее1%) сокращении объемов промышленного производства. Открытые мегаэкономики США и ЕС сжались на 2,6% и 4,4% соответственно. В наибольшей же степени пострадали открытые экспортно-ориентированные национальные экономики: в Японии падение ВВП составило 9,7%, промышленного производства – 34,6%; в России – 9,5% и 13,1% соответственно.

Эти данные свидетельствуют о необходимости ускорения интеграционных процессов на постсоветском пространстве как важнейшем направлении совместных антикризисных мер.  При этом наибольшее  значение для повышения антикризисной устойчивости экономик СНГ будут иметь: формирование таможенного союза ЕврАзЭС,  переход на расчеты в национальных валютах, реализация общей стратегии модернизации экономики на основе нового технологического уклада.

В результате кризиса, который продлится еще 3-5 лет, произойдет структурная перестройка мировой экономики на основе нового технологического уклада, сопровождающаяся изменением состава ведущих компаний, стран и управленческих практик. При правильной политике в ходе кризиса государства ЕврАзЭС могли бы существенно улучшить свое положение в мировой экономике, добившись многократного повышения мощности отечественной банковско-инвестиционной системы, опережающего становления нового технологического уклада и подъема экономики на длинной волне его роста.

Меры оперативной антикризисной поддержки должны сочетаться с целенаправленной и системной политикой по созданию необходимых структурных основ собственной валютно-финансовой системы ЕврАзЭс, которые сделали бы ее менее подверженной действию внешних шоков. Кризис высветил слабости фондового рынка государств ЕврАзЭС, подчеркнув актуальность вопросов о формировании его более широкой внутренней основы, об уменьшении спекулятивной направленности, увеличении собственных  источников фондирования, способных обеспечить его устойчивость в условиях внешней нестабильности и ограничений международной ликвидности.

Привязка эмиссии национальных валют России и ряда других государств ЕврАзЭС к приобретению валютных резервов ставит их экономики в зависимость от внешнего спроса на товары и внешнего предложения капитала,  делает невозможным  проведение самостоятельной финансовой политики. В настоящее время денежными властями государств ЕврАзЭС эта политика пересматривается. В плане совместных антикризисных мероприятий, одобренных ЭКОФИНом ЕврАзЭС,  предусматривается создание условий для перехода на расчеты в национальных валютах, формирование платежно-расчетной системы ЕврАзЭС,  расширение механизмов рефинансирования коммерческих банков за счет внутренних источников денежного предложения.


Экономический смысл  интеграции состоит в объединении национальных экономик в единый воспроизводственный комплекс. Это предполагает не только устранение межгосударственных таможенных и прочих барьеров, но и согласование между заинтересованными странами конечных целей социально-экономического развития и выработку согласованных направлений структурной, инновационной, инвестиционной, внешнеэкономической и социальной политики.

Расчеты макроэкономического эффекта интеграции формирования  таможенного союза и единого экономического пространства ЕврАзЭС, проведенные по совмещенной  модели межотраслевых балансов государств-участников, что интеграционный эффект позволяет преодолеть тенденцию к снижению темпов экономического роста.  

Абсолютный размер интеграционного эффекта к 2010 и 2015гг. может быть рассчитан для каждой страны в национальной валюте. На основе анализа результатов расчета получены следующие оценки абсолютных размеров интеграционного эффекта.  

Абсолютная величина интеграционного эффекта (в нац. валюте) 

  в млрд. единиц национальной валюты в % к ВВП 2005 года
     2010    2015 2010 2015
Россия, млрд. руб.      380    1650   3,9  16,8
Беларусь, млрд. бел. руб.      410    2100   3,1  16,1
Казахстан, млрд. тенге      247      626   5,8  14,7
Украина, млрд. гривен          7        42    2,8  17,1

Абсолютная величина интеграционного эффекта (в долл.США) 

  в млрд. долларов
     2010    2015
Россия    70,3   305,3
Беларусь      2,8     14,3
Казахстан     8,2    20,7
Украина     9,8    58,8
Всего    91,0   399,0

Как следует из приведенных выше расчетов, активизация интеграционного процесса по созданию единого экономического пространства России, Беларуси, Казахстана и Украины имеет высокую экономическую эффективность как для всех интегрируемых стран в целом, так и для каждой из этих стран в отдельности.  Суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, к 2015 году составляет примерно 400 млрд. долларов. Если с 2005 по 2015 год при сохранении существующего уровня интеграционного взаимодействия  суммарный ВВП четырех стран возрастет  на 65%, то при ускорении интеграционного процесса его объем увеличится более чем в 1,8 раза. При этом каждая из стран будет иметь значительный интеграционный эффект. Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительно 16,8% от современного уровня ВВП, Украина 17,1%, Беларусь 16,1% и Казахстан – 14,7%.


Заметили ошибку в тексте? Сообщите об этом нам.
Выделите предложение целиком и нажмите CTRL+ENTER.


Оцените статью