Кризис глобальной финансовой системы затронул экономики государств ЕврАзЭС, столкнувшихся с оттоком иностранных кредитов и спекулятивного капитала, падением экспорта и ухудшением торгового баланса, повышением инфляции и угрозой макроэкономической дестабилизации. Резко упали доходы многих экспортно-ориентированных предприятий, появляются признаки снижения производства в некоторых отраслях промышленности, строительстве, сфере услуг.
Важнейшей причиной уязвимости наших экономик от колебаний мировой финансовой конъюнктуры стала их чрезмерная ориентация на экспорт сырья, ослабление и разрушение внутренних кооперационных связей, сжатие внутреннего рынка, разрыв технологических цепочек по производству сложных видов продукции, разделенных возникшими таможенными границами. Для обеспечения устойчивого развития необходимо восстановление емкого внутреннего рынка, глубокая модернизация и повышение конкурентоспособности экономки на новой технологической основе.
Данные о динамике экономической активности свидетельствуют о положительном влиянии емкости, глубины и защищенности внутреннего рынка на антикризисную устойчивость производственной и инвестиционной деятельности в различных странах. Так, в наименьшей степени глобальный кризис затронул Китай, в котором произошло лишь некоторое замедление экономического роста, темп которого составил в первом квартале по отношению к соответствующему периоду прошлого года 6,1%. Емкий и хорошо защищенный внутренний рынок Индии также отреагировал замедлением экономического роста при относительно небольшом (менее1%) сокращении объемов промышленного производства. Открытые мегаэкономики США и ЕС сжались на 2,6% и 4,4% соответственно. В наибольшей же степени пострадали открытые экспортно-ориентированные национальные экономики: в Японии падение ВВП составило 9,7%, промышленного производства – 34,6%; в России – 9,5% и 13,1% соответственно.
Эти данные свидетельствуют о необходимости ускорения интеграционных процессов на постсоветском пространстве как важнейшем направлении совместных антикризисных мер. При этом наибольшее значение для повышения антикризисной устойчивости экономик СНГ будут иметь: формирование таможенного союза ЕврАзЭС, переход на расчеты в национальных валютах, реализация общей стратегии модернизации экономики на основе нового технологического уклада.
В результате кризиса, который продлится еще 3-5 лет, произойдет структурная перестройка мировой экономики на основе нового технологического уклада, сопровождающаяся изменением состава ведущих компаний, стран и управленческих практик. При правильной политике в ходе кризиса государства ЕврАзЭС могли бы существенно улучшить свое положение в мировой экономике, добившись многократного повышения мощности отечественной банковско-инвестиционной системы, опережающего становления нового технологического уклада и подъема экономики на длинной волне его роста.
Меры оперативной антикризисной поддержки должны сочетаться с целенаправленной и системной политикой по созданию необходимых структурных основ собственной валютно-финансовой системы ЕврАзЭс, которые сделали бы ее менее подверженной действию внешних шоков. Кризис высветил слабости фондового рынка государств ЕврАзЭС, подчеркнув актуальность вопросов о формировании его более широкой внутренней основы, об уменьшении спекулятивной направленности, увеличении собственных источников фондирования, способных обеспечить его устойчивость в условиях внешней нестабильности и ограничений международной ликвидности.
Привязка эмиссии национальных валют России и ряда других государств ЕврАзЭС к приобретению валютных резервов ставит их экономики в зависимость от внешнего спроса на товары и внешнего предложения капитала, делает невозможным проведение самостоятельной финансовой политики. В настоящее время денежными властями государств ЕврАзЭС эта политика пересматривается. В плане совместных антикризисных мероприятий, одобренных ЭКОФИНом ЕврАзЭС, предусматривается создание условий для перехода на расчеты в национальных валютах, формирование платежно-расчетной системы ЕврАзЭС, расширение механизмов рефинансирования коммерческих банков за счет внутренних источников денежного предложения.
Экономический смысл интеграции состоит в объединении национальных экономик в единый воспроизводственный комплекс. Это предполагает не только устранение межгосударственных таможенных и прочих барьеров, но и согласование между заинтересованными странами конечных целей социально-экономического развития и выработку согласованных направлений структурной, инновационной, инвестиционной, внешнеэкономической и социальной политики.
Расчеты макроэкономического эффекта интеграции формирования таможенного союза и единого экономического пространства ЕврАзЭС, проведенные по совмещенной модели межотраслевых балансов государств-участников, что интеграционный эффект позволяет преодолеть тенденцию к снижению темпов экономического роста.
Абсолютный размер интеграционного эффекта к 2010 и 2015гг. может быть рассчитан для каждой страны в национальной валюте. На основе анализа результатов расчета получены следующие оценки абсолютных размеров интеграционного эффекта.
Абсолютная величина интеграционного эффекта (в нац. валюте)
в млрд. единиц национальной валюты | в % к ВВП 2005 года | |||
2010 | 2015 | 2010 | 2015 | |
Россия, млрд. руб. | 380 | 1650 | 3,9 | 16,8 |
Беларусь, млрд. бел. руб. | 410 | 2100 | 3,1 | 16,1 |
Казахстан, млрд. тенге | 247 | 626 | 5,8 | 14,7 |
Украина, млрд. гривен | 7 | 42 | 2,8 | 17,1 |
Абсолютная величина интеграционного эффекта (в долл.США)
в млрд. долларов | ||
2010 | 2015 | |
Россия | 70,3 | 305,3 |
Беларусь | 2,8 | 14,3 |
Казахстан | 8,2 | 20,7 |
Украина | 9,8 | 58,8 |
Всего | 91,0 | 399,0 |
Как следует из приведенных выше расчетов, активизация интеграционного процесса по созданию единого экономического пространства России, Беларуси, Казахстана и Украины имеет высокую экономическую эффективность как для всех интегрируемых стран в целом, так и для каждой из этих стран в отдельности. Суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, к 2015 году составляет примерно 400 млрд. долларов. Если с 2005 по 2015 год при сохранении существующего уровня интеграционного взаимодействия суммарный ВВП четырех стран возрастет на 65%, то при ускорении интеграционного процесса его объем увеличится более чем в 1,8 раза. При этом каждая из стран будет иметь значительный интеграционный эффект. Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительно 16,8% от современного уровня ВВП, Украина 17,1%, Беларусь 16,1% и Казахстан – 14,7%.