Не пропустите
-
07.12.2023 19:30
За горизонтом
-
06.12.2023 19:00
Социальная справедливость и экономический рост 1
-
10.09.2022 18:00
Проблемы экономической интеграции России с ЕАЭС (Сергей Глазьев)
-
30.08.2022 20:00
Как странам ЕАЭС удается нивелировать последствия санкционного давления 5
-
28.08.2022 19:00
России нужна мобилизационная экономика с рыночным инструментарием 16
-
01.06.2022 09:00
Сергей Глазьев: ГЛОБАЛЬНАЯ СМЕНА МИРОВОГО ПОРЯДКА
-
26.02.2016 11:06
Власть в королевстве кривых зеркал
Вопрос: Вы многократно подвергали проводимую макроэкономическую политику справедливой и сокрушительной критике, предлагали научно-обоснованные разумные альтернативы. Доказывали, что наблюдаемый сегодня в экономике кризис вызван некомпетентными действиями денежных властей. Вашу позицию поддерживают не только академические ученые, но и предприниматели, инженеры, директорский корпус. Как Вы считаете, почему ничего не меняется, и в стране продолжается самоубийственная экономическая политика?3495
21.01.2016 11:51
В Китае за это расстреляли бы, а у нас эти люди учат остальных жизни
ИЗВЕСТНЫЙ ЭКОНОМИСТ, АКАДЕМИК РАН СЕРГЕЙ ГЛАЗЬЕВ О ТОМ, КАК БИРЖА НАЖИВАЕТСЯ НА КУРСЕ РУБЛЯ И ПОЧЕМУ ТУРЦИЯ ПЫТАЕТСЯ ПОССОРИТЬ РОССИЮ И НАТО — Сергей Юрьевич, сегодня всех волнует состояние нашей экономики. Недавно министр Алексей Улюкаев объяснил нам, что экономический спад в России составил 3,7 процента, а спад инвестиций — меньше, чем правительство ожидало. То есть ситуация сложная, но не критичная. Вы согласны с этой оценкой? — Состояние экономики надо анализировать исходя из воспроизводственного процесса, что чуждо нашим монетаристам, они на экономику смотрят как на «черный ящик». А если посмотреть на воспроизводство, то мы увидим, что рукотворно созданный денежными властями кризис ударил прежде всего по машиностроительному ядру экономики, которое обеспечивает технологическое воспроизводство. Здесь падение исчисляется двузначными цифрами. В наукоемком секторе по многим отраслям спад производства — от 12 до 50 процентов. И надо понимать, что это уже третья волна разрушения высокотехнологичного ядра российской экономики, и последствия этой третьей волны разрушения могут быть катастрофическими в смысле окончательной утраты самостоятельного воспроизводства технологической базы. Она уже сейчас у нас на 60 процентов зависит от импорта. И если мы вследствие политики запредельно высоких процентных ставок, хаотических колебаний курса рубля, которые делают невозможными любые инвестиции, и сжатия бюджетной поддержки лишимся остатков научно-технического потенциала, то о каком-либо самостоятельном суверенном развитии нашей страны говорить не придется. Мы уже сейчас едва заметны в научно-технологическом пространстве, но пока еще имеем возможность восстановить научно-производственный потенциал в критически важных для воспроизводства экономики сферах, включая нефтегазовый сектор, сектор товаров народного потребления, агропромышленный комплекс. И тем самым сохранить возможности для самостоятельного развития. К сожалению, наша технологическая деградация происходит на фоне колоссального технологического подъема как на Западе, так и на Востоке. Мир переходит семимильными шагами к новому технологическому укладу. Комплекс нано-, биоинженерных, информационно-коммуникационных технологий растет темпами 35 процентов в год. И хотя мы были лидерами еще 20 лет назад — мы первыми создали и светодиоды, и стволовые клетки, и нанофабрики, — сегодня мы отстали колоссально. Американцы уже производят 7 миллиардов светодиодов в год, а мы как были на уровне опытных разработок, нескольких тысяч опытных единиц, так и остались. При такой макроэкономической политике наше технологическое отставание становится просто необратимым и катастрофическим. То, что творят наш Центробанк, минфин и минэкономики, идет вразрез с мировой практикой на современном этапе. Не знаю, какие у них в голове модели рыночного равновесия, но весь мир в течение последних 8 лет проводит денежно-промышленную политику, буквально накачивая экономику кредитными ресурсами в целях стимулирования инвестиционной и инновационной активности. Дело в том, что переход к новому технологическому укладу — это огромные инвестиционные риски. Частный бизнес самостоятельно этот переход осуществить не может. Если раньше государство помогало перейти в новый технологический уклад посредством гонки вооружений (милитаризации космоса в 70-е годы прошлого века или милитаризации Европы и Америки на предыдущем структурном переходе), то сейчас ввиду перегруженности бюджетов задачами социально-экономического развития и западные, и восточные страны пошли по пути управления кредитом как важнейшим инструментом структурной перестройки экономики. И хотя наши монетаристы под деньгами понимают золотые монеты и не имеют ни малейшего представления о роли кредита в экономике, и в Европе, и в Америке, и в Японии, и в Китае, и в Корее именно создание дешевых кредитных ресурсов и управление механизмами доведения этих ресурсов до инновационных секторов экономики в целях поддержки инвестиционной активности является главным направлением макроэкономической политики. Например, в США после начала финансового кризиса денежная масса выросла в четыре раза, в Японии — в два раза, в Англии — более чем в четыре раза, в Китае рост еще более стремительный. Это следствие того, что денежные власти передовых стран используют кредитование экономики, дешевое и разнообразное, как главный инструмент поддержки перехода к новому технологическому укладу и выводу на новую кондратьевскую волну роста. И как вы видите, эти страны растут, а мы падаем, и это происходит вследствие некомпетентности наших денежно-кредитных властей и безумного слепого выполнения ими рекомендаций МВФ, для которого вопросы экономического роста в России не имеют вообще никакого значения. «ЕСЛИ БЫ НАШИ ГОРЕ-ЛИБЕРАЛЫ УПРАВЛЯЛИ ГЕРМАНИЕЙ ПОСЛЕ ВОЙНЫ, ОНА БЫ ДО СИХ ПОР ЛЕЖАЛА В РУИНАХ» — Многие знакомы с тезисами вашего доклада «О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития». Вы предлагаете там механизмы целевого кредитования. Однако ваши оппоненты, даже не являющиеся неолиберальными фундаменталистами, говорят, что трудно будет проконтролировать денежные средства, идущие через такой механизм. Дескать, либо они просто осядут в банках для спекуляций, либо же предприниматели придумают какие-то проекты, чтобы получить эти средства, а потом окажется, что и проекты не те, и денег уже нет. Как все это проконтролировать? — Вы знаете, меня очень забавляют наши либералы, находящиеся у власти, которые всех судят по себе. Если ты коррумпированный, если ты не можешь удержаться от воровства, почему ты думаешь, что все кругом такие же? Они всегда стремятся сесть на государственные институты власти, на госкорпорации, на министерства. И первое, что они делают, — убивают любое экономическое планирование, целеполагание и ответственность. Они полностью размыли систему государственной ответственности во власти. Если ты либерал настоящий, тогда иди в частный бизнес, занимайся им на свой страх и риск — у тебя есть сбережения, создай свою фирму и вырасти из нее успешную корпорацию. Нет же, надо войти в госструктуры, разваливать их и учить жизни всех остальных. Грош цена этим заявлениям. Они основаны, во-первых, на непонимании закономерностей современного экономического развития, а во-вторых, на чувстве безответственности и безнаказанности при управлении колоссальными ресурсами, которые доверены государством. Это элементарный саботаж указаний президента, который требует от исполнительной власти мер по выполнению майского указа 2012 года о долгосрочной государственной экономической политике. Для чего надо повысить инвестиции минимум в полтора раза, вывести экономику на рост не менее 8 процентов в год. А других способов авансирования экономического подъема кроме целенаправленной кредитной эмиссии не существует. Если бы наши горе-либералы и монетаристы управляли Германией после войны, она бы до сих пор лежала в руинах, они бы ждали, пока люди из 60 марок накопят 6 миллионов. Ясно, что этого бы никогда не произошло. Поэтому в Германии, Франции, Италии можно проводить целенаправленную денежно-кредитную политику, в Японии это просто норма управления деньгами в рамках частно-государственного партнерства при низких процентных ставках и эмиссии долгосрочных кредитных ресурсов. В Америке как-то справляются с денежной базой, которая увеличилась в четыре раза. А нам как папуасам ничего нельзя доверить, нам предлагают жить в экономике без кредита! Так мыслят наши либералы, точнее псевдолибералы, потому что они сами ничего не умеют делать. — Но они ведь вспоминают все эти истории с неэффективным использованием госсредств в госпрограммах и госкорпорациях. — Но это вопрос к ним, куда они дели эти деньги? Они 20 лет сидят во власти и 20 лет рассуждают о коррупции, о правовом государстве, предпринимательском климате. Власть была у них полностью в течение 20 лет, за исключением периода правительства Примакова, которое смогло вытащить экономику из тяжелейшего кризиса за 9 месяцев, добиться 9-процентного подъема промышленности и снижения инфляции, реализуя примерно тот комплекс мер, которые мы сегодня предлагаем применять. Поэтому дело не в отсутствии механизмов и людей. Как защитить государство от воровства, знает любой банкир. Что такое управлять целевым использованием денег при организации кредита, знает любой служащий любого коммерческого банка. Нужно просто желание это делать и механизм ответственности. Украл — значит должен отвечать. В разных странах применяют разные механизмы ответственности. Например, манипуляции курсом рубля, которые на глазах у всей страны происходят: биржа в течение одного года стала крупнейшим центром генерирования прибыли в нашей экономической системе, доход там зашкаливает за 80 процентов годовых. Все биржевики и брокеры знают, что курс рубля манипулируется. Все знают, кто манипулирует. За эти вещи в США дали бы пожизненное и не одно, в Англии — штрафы в десятки миллиардов фунтов, в Китае — расстреляли бы. А у нас эти люди позволяют себе учить всех остальных жизни. — Либералы и сами говорят о том, что нужны некие структурные реформы. То есть и так все построено по либеральным правилам, но им нужна еще большая либерализация? Не может ли получиться так, что вместо предлагаемой вами мобилизационной модели мы, наоборот, получим «перестройку-2» и новую волну либерализации? — Я не люблю слова «мобилизационная модель», но также не люблю слово «либерализация». Так как под этим каждый подразумевает свое. Те, кто называет себя либералами, создали механизм чисто административного коррупционного управления экономикой, когда в каждом коммерческом банке сидит комиссар и в отсутствие четких нормативных документов принимает решение, какие пропустить операции, а какие не пропустить. В произвольном порядке принимаются решения, какие банки обанкротить, а кому дать кредит под полпроцента годовых, хотя это нигде не предусмотрено. То есть эти псевдолибералы устроили абсолютно субъективный режим управления экономикой — как хотят, так и управляют. Уже триллионы рублей из реального сектора уходят в спекулятивный, в отсутствие доступного кредита рушатся производственные корпорации, а какие-то банки получают десятки и сотни миллиардов рублей под полпроцента годовых. Это что, либеральное управление? Это субъективная вакханалия, хаос, в котором любители ловить рыбу в мутной воде хорошо себя чувствуют. Это абсурд, они не либералы. То, что мы предлагаем... я бы не сказал, что это мобилизационная модель. Это модель, опирающаяся на понимание закономерностей современного экономического развития, механизмы жесткой ответственности за используемые ресурсы, контроль за целевым использованием кредитов. Механизм, сочетающий в себе стратегическое планирование и рыночную самоорганизацию. Частно-государственное партнерство, но не по принципу «свой- чужой», а по принципу — если готов работать на развитие экономики, получаешь кредитные ресурсы и стабильные макроэкономические условия. «МЫ БЫЛИ ОЧЕНЬ БЛИЗКИ К ТОМУ, ЧТОБЫ РУБЛЬ СТАЛ РЕЗЕРВНОЙ ВАЛЮТОЙ ЕАЭС» — Как нынешний кризис российской экономики отражается на процессе евразийской интеграции? — Россия — это 80 процентов экономического потенциала ЕАЭС, соответственно, состояние всего Евразийского союза критически зависит от состояния нашей экономики. Нужна стабилизация. Чрезмерная волатильность курса рубля, его неожиданное для партнеров обрушение нанесло огромный ущерб евразийской интеграции, в рубль теперь не верят, потребуется 10 - 15 лет для того, чтобы восстановить доверие к рублю. А мы были очень близки к тому, чтобы рубль стал резервной валютой Евразийского экономического союза. В Беларуси рубль уже используют как резервную валюту. Может быть, если денежно-кредитная политика наших властей станет более эффективной и разумной, удастся убедить наших партнеров вернуться в рублевую систему расчетов раньше, через три-четыре года, но для этого нужна намного более квалифицированная работа, чем сейчас. Нужно приглашать в интеграционный процесс центробанки стран — они пока стояли немного в стороне, формировать общее финансово-денежное пространство и обеспечивать его защиту от попыток дестабилизации извне. Например, российский финансовый рынок сейчас на три четверти контролируется иностранными спекулянтами, доля нерезидентов колеблется от двух третей до 90 процентов в разных сегментах. До тех пор пока наш финансовый рынок так зависим от внешних угроз, трудно рассчитывать на стабильность. Это одна сторона. Вторая сторона — это общая стратегия развития. Когда мы формировали ЕАЭС, мы считали, что доля общего рынка в интеграционном эффекте составит одну треть, а две трети — это общая стратегия развития в рамках общего интеграционного пространства. Согласитесь, большая разница, создается ли это пространство для собственных конкурентоспособных товаров, или оно служит сбытовой площадкой для европейских, китайских и прочих импортных товаров. Поэтому общая стратегия развития дает две трети эффекта, который мы оцениваем на рубеже до 2030 года как плюс 6 процентов ВВП, а в абсолютном выражении около триллиона долларов. — Каковы сейчас перспективы перехода на расчеты в национальных валютах? Эта идея уже не раз высказывалась руководством стран ЕАЭС, но что-то не реализована. — Главная задача — это стабилизация курса рубля. Если курс будет неустойчивым, будет мало желающих торговать в рублях. Поэтому первое и последнее условие создания общего денежного рынка, где мы работали бы в национальных валютах, и рубль естественно в силу экономического потенциала России был бы резервной валютой, — это стабильность курса рубля. — А как вы оцениваете экономическую ситуацию в Донбассе? Насколько вообще в этом регионе, в ЛНР и ДНР может функционировать экономика, существуя фактически в условиях боевых действий? — Проблема не в том, что экономика там живет в условиях постоянных военных угроз. Ключевая проблема в том, что невозможно экономике нормально функционировать в условиях отсутствия системы государственного регулирования. Украинская система госрегулирования там не работает, а своя система так и не создана. В условиях, когда не работает нормально таможня, нет системной защиты прав собственности, нет институтов госрегулирования, возникает анархия. И мне кажется, была допущена большая ошибка вначале, когда формирование такой системы институтов было отложено до политического урегулирования конфликта. Как мы видим, украинские нацисты не собираются отходить от своих агрессивных планов, они хотят во что бы то ни стало подмять под себя этот регион, политическое решение все время откладывается, и экономика там уже два года функционирует без законов, без государственных институтов. Любой сложный вид деятельности в таких условиях невозможен. Донбасс — это не только уголь. Уголь в таких условиях еще можно добывать. Донбасс — это в том числе развитое машиностроение, производство большого количества технически сложных товаров, товаров производственной кооперации. Чтобы их произвести, нужно импортировать комплектующие. Рынок Донбасса мал для поставок этих товаров, их нужно экспортировать вовне. Нужна таможня, таможенное оформление, сертификат происхождения товаров, техническое регулирование. Для этого должны работать указанные институты госрегулирования экономики. Промедление с созданием этих институтов стало причиной тяжелейшего кризиса на Донбассе, который всегда кормил себя сам, который давал Украине львиную долю экспорта и был главным локомотивом экономического роста и в царской России, и в СССР, и в некогда дружественной нам Украинской Республике. А сейчас живет на гуманитарную помощь. Потому что не созданы эти институты. — Но как можно решить этот вопрос, если политического урегулирования действительно пока не предвидится? — Никаких объективных трудностей для создания в ЛНР и ДНР по отдельности или вместе системы госрегулирования экономики нет. В Донбассе работают очень квалифицированные и грамотные люди. Этот регион дал нашей стране целую плеяду, сотни выдающихся государственных руководителей. Там никогда не было проблемы с руководящими кадрами, со специалистами, которые за несколько месяцев могли бы создать и свою таможню, и систему технического регулирования, и госбанк, и минфин, и налоговые службы. Что касается внешних условий, да, республики от них зависят. В том числе и от нас. К сожалению, это промежуточное положение между украинской юрисдикцией и независимостью создало вакуум неопределенности, и чем дольше он сохраняется, тем глубже проваливается и деградирует там экономика. Нужно как можно скорее ставить точку в этом вопросе. Либо это самостоятельная территория, где действует своя система институтов госрегулирования, либо это самоуправляемая территория в украинской юрисдикции, но имеющая абсолютно независимую от Киева политическую власть и силовые структуры по принципу широкой автономии. «УКРАИНА — ЭТО НЕ ГОСУДАРСТВО, А ОККУПИРОВАННАЯ ТЕРРИТОРИЯ» — А каковы перспективы у Украины, она так и будет жить на внешние кредиты, деньги МВФ? Ждать ли обвала украинской экономики в связи с ответными мерами России на вступление в силу экономической части ассоциации с ЕС? — Давайте говорить откровенно. Украина сегодня — это не страна, это не государство, это оккупированная территория. Там даже Конституции нет. Она была отменена в прошлой редакции еще Януковичем, а новая так и не принята. На Украине действует американская власть, и центром принятия решений является американское посольство и Вашингтон, как мы могли убедиться по недавнему визиту Байдена, который приехал как фюрер на подведомственную территорию. Вся украинская власть формируется в кадровом отношении американцами — и министры, и списки политических партий, и политические лидеры, все согласовывается с американским послом и Госдепом. СБУ, по сути, является разновидностью гестапо. Последний исторический пример жизни Украины под оккупацией — это немецко-фашистская оккупация. Там тоже в это время были бургомистры, было местное самоуправление, полиция, но это была оккупированная территория. Никто не рассматривал ее как самостоятельное государство, для третьего рейха она была сырьевой колонией. Для США Украина нужна как плацдарм для ослабления России, для агрессии против России. Американцы используют свою власть, чтобы превратить украинский народ в пушечное мясо против русских. И ненависть к России, русофобия, культивирование нацизма в самых крайних и архаичных проявлениях — это цели американской оккупационной администрации. Поэтому там нет ни легитимного президента, ни правительства, ни парламента. Это марионеточные псевдовластные структуры, которые проводят не ту политику, которая нужна украинскому народу, и совершенно не интересуются развитием Украины, а просто выполнят приказы из Вашингтона. Если говорить юридически, после насильственного переворота и противоправного навязывания Украине ассоциации с ЕС страна потеряла суверенитет. Если мы говорим об экономике, Украина — это часть юрисдикции ЕС. В рамках соглашения об ассоциации она должна беспрекословно выполнять директивы ЕС в области торговой политики, таможенного и финансового регулирования. То есть фактически, не являясь полноправным членом ЕС, она стала колонией Брюсселя, которая не имеет возможности влиять на нормативные европейские документы, но должна их строго выполнять. Поэтому нынешняя украинская власть не имеет ничего общего с национальными интересами Украины и ничего не может принести кроме катастрофы гуманитарной, экономической и, к сожалению, скорее всего, вскоре и техногенной. Последнее следует из того, как американская компания «Вестингауз» пытается использовать украинские АЭС для сбыта своего ядерного топлива с риском повторения Чернобыля теперь уже на Южной Украине, где уже десятки аварий произошли с американскими ТВЭЛ. Эта катастрофа, которая развивается на наших глазах, и она будет глубже и глубже, пока Украина остается оккупированной территорией. — Можно ли считать, что экономические противоречия и проблемы приведут к падению нынешнего режима в Киеве? — Вы знаете, нацистский режим достаточно устойчив к экономическими сложностям. Во-первых, он репрессивный. На Украине сегодня десятки тысяч репрессированных политзаключенных — люди, которые поднимают свой голос, пытаются хоть как то усомниться в легитимности киевских властей, тут же подвергаются репрессиям, заключению, пыткам, издевательствам и даже убийствам. Кругом орудуют террористические организации под видом нацбатальонов. На Украине нацистская власть сочетается с хаосом и террором. И те люди, которые творят этот хаос и террор, прекрасно себя чувствуют. Они грабят, отбирают имущество, присваивают себе активы. Полное беззаконие. И народ просто бежит с Украины. Единственная возможность сопротивления этому режиму для человека, который не готов рисковать своей жизнью, — уехать. Мы видим миллионы беженцев у нас, кое-кто едет в Европу. И рассчитывать, что этот фашистский режим рухнет сам собой при том, что США его поддерживают, я бы не стал. В Грузии когда-то был такой же оккупационный американский режим. Они кормили силовые структуры, а народ в нищете находился, без работы, но ничего не мог сделать. — Но ведь в Грузии ситуация улучшилась? Но ценой стала утрата территориальной целостности. Украина тоже утратила территориальную целостность. И процессы дезинтеграции будут только нарастать. Этот режим пытается удержать всю страну под жестким давлением, но чем оно сильнее, тем больше у людей желание отделиться от этого нацистского чудовища и американских оккупационных властей. Поэтому у Украины есть два варианта будущего. Это федерализация или даже конфедерализация с отказом от вооруженных сил, с отказом от репрессивных органов по примеру Боснии и Герцеговины, но под внешним управлением, например, совместным России и ЕС, и ухода оттуда американских оккупационных властей. И после трибунала, суда над преступниками, уничтожившими десятки тысяч человек на Украине. После этого возможно оздоровление — конфедеративное государство с широкими полномочиями регионов без центральных репрессивных органов. Другой вариант — это распад. Многое зависит от позиции ЕС. Американская оккупация держится на Украине во многом на международном признании законности происходящих там событий. И в этом признании ключевую роль играет Европа. Если она опомнится, если вспомнит, что всего лишь 70 лет назад мы вместе добивали фашистов, которые оккупировали всю Европу, и содрогнется от того ужаса, который происходит из-за реинкарнации фашизма на Украине, и вспомнит к тому же, какой исключительно большой была роль американского капитала в формировании военно-экономической машины Гитлера, тогда может наступить переосмысление событий на Украине со стороны европейского общественного мнения. — Вы считаете, что европейцы могут преодолеть нынешние стереотипы в отношении России и Украины? — Ситуация меняется, как вы видите, например, во Франции, в Англии. Ле Пен считают правой. В Англии, например, левые набирают вес, и в лейбористской партии произошел переворот. Сейчас важно в Европе не то, какая партия по названию сегодня меняет политический ландшафт. А то, что приходят честные люди, если ты правый, то правый, если левый, то левый. В Европе политики полностью потеряли лицо, что левые, что правые. И европейцы устали от бесконечной лжи, они хотят получить политиков, которые говорят то, что думают и делают, то что обещают. «ТУРЕЦКИЕ ВОЕННЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ ПРОВОЦИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА РОССИИ С НАТО» — Мы сейчас официально воюющая страна. И не факт, что Сирия — это наш последний фронт. Ситуация с Турцией показывает, как все нестабильно и непредсказуемо. Играют ли эти обстоятельства какую-то роль в выборе экономической модели? Усиливают ли выбор в пользу национально-ориентированных стратегий, или наоборот, как некоторые считают, «война все спишет», когда страна воюет, уже не до проблем в экономике? — Невозможно проводить суверенную внешнюю политику, не обладая экономическим суверенитетом. Наша суверенная внешняя политика имеет сегодня очень слабое экономическое основание, поскольку финансовая система целиком зависит от влияния извне. Имея полностью открытую валютно-финансовую систему, где на финансовом рынке правят бал нерезиденты, мы оказываемся чрезвычайно уязвимы для американских санкций, хотя мы страна донор, мы отдаем внешнему миру по 100 миллиардов долларов в год. Мы не должны были пострадать от внешних санкций вообще при сбалансированной валютно-финансовой политике. У нас хватает источников дохода для самостоятельного развития. Но в силу этой колониальной зависимости от американоцентричной финансовой системы, на периферии которой мы оказались, наш финансовый рынок целиком зависит от настроений зарубежных спекулянтов. Они, в свою очередь, манипулируются из Вашингтона вполне понятными политическими структурами. Поэтому, сохраняя такую уязвимость в валютно-финансовой области, проводить суверенную внешнюю политику очень опасно, может просто не хватить ресурсов. Если мы хотим проводить такую политику и отстаивать в мире свои интересы, мы должны обеспечить экономический суверенитет, обеспечить независимость нашей валютно-финансовой системы от спекулятивных атак и попыток ее разрушать извне. И разрушение на наших глазах происходит — нигде в мире национальная валюта не скачет таким образом, как рубль, хотя рубль — самая обеспеченная в мире валюта, нигде не чувствуют себя так вольготно спекулянты, нигде не проводится таких манипуляций собственной валютой, как у нас. И при таком хаосе в этой сфере вести внешнеполитический курс на независимость и отстаивание национальных интересов крайне трудно. Необходимо подкрепить курс президента суверенизацией валютно-финансовой системы. — Татарстан и Турция имеют серьезные взаимные экономические связи — это и инвестиции, и совместные предприятия. Что делать бизнесу? Экономические отношения с Турцией будут совсем разрушены или все-таки восстановятся? — Надо смотреть в корень. Турция — не независимая страна, это страна НАТО, стремящаяся в ЕС. Она очень сильно зависит от Вашингтона. И то, что творят турецкие вооруженные силы, — это манипуляции со стороны США. И как бы Эрдоган не изображал самостоятельного президента, Турцию используют в антироссийской кампании. Мы должны из этого исходить. До тех пор, пока мы будем позволять американцам вести гибридную войну с нами и ставить мир перед угрозой мировой войны, все их сателлиты будут действовать по их указаниям. Иллюзий здесь быть не может. Мы, к сожалению, имели иллюзии такие же по поводу Украины, которая сегодня оккупирована американцами. И действия турецких военных показывают, что они действуют не в интересах Турции и тем более не в интересах турецкого бизнеса. То есть Турция сегодня теряет очень многое из-за этой провокации чудовищной, но турецкие военные сегодня используются для провоцирования конфликта России с НАТО. Нужно поэтому подходить к работе с Турцией осторожно и понимать этот расклад сил. — Как вы относитесь к прогнозам о выходе из кризиса к 2019 году для России, которая потянет за собой и весь ЕАЭС? — Все зависит от нашей макроэкономической политики. Пока по политике нашего Центробанка мы не видим никаких надежд, они нас тянут, наоборот, назад, в 90-е годы. — Чего ждать предпринимателям в следующем году? Может ли с экономикой произойти что-то катастрофическое? — Ждать катастрофы не нужно, нужно работать. Но полагаться придется в основном на свои силы.3458
16.11.2015 17:57
Предлагаю создать эффективную многоканальную систему долгосрочного кредита
По многочисленным просьбам читателей мы встретились с самым цитируемым российским ученым-экономистом, академиком РАН С.Ю.Глазьевым. Он широко известен не только как мирового уровня ученый, автор теории долгосрочного экономического развития как процесса смены технологических укладов, но и как разработчик самых прорывных многообещающих антикризисных программ вывода российской экономики на траекторию быстрого и устойчивого роста. На прошлой неделе на заседании Научного совета РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчивому развитию им был представлен доклад «О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития». Отдельные фрагменты этого доклада ранее широко обсуждались в либеральных СМИ, пытавшихся, вырывая мысли из контекста, дискредитировать его. Но только сейчас он полностью опубликован и есть что обсудить.4288
06.11.2015 18:16
«Предложения программы устойчивого роста ударяют по интересам банкиров и офшорной олигархии»
Советник президента РФ, академик Сергей Глазьев продолжает представлять на экспертных площадках тезисы программы выхода на траекторию устойчивого роста экономики. Доклад, презентованный Совбезу РФ 15 сентября, сторонники ученого называют прорывным, а либеральные оппоненты - "экзотическим" (по сравнению с урезанием "социалки" и повышением пенсионного возраста, пожалуй, это так). Среди предложенных мер - избирательное ограничение движения капитала, увеличение денежного предложения, введение стратегического планирования на рыночных "началах", отказ от рекомендаций "извне" и ряд других инициатив, успех которых экспериментально был проверен историей страны. О причинах подобострастного следования наших денежных властей заветам Международного валютного фонда, "тормозах" экономического развития и необходимости активизации сил в борьбе против "самоустранения" государства экономист Сергей Глазьев рассказал в эксклюзивном интервью.4232
10.09.2015 18:41
«Элиты должны напрячься, чтобы страна выжила»
«Экономическое чудо», когда ВВП растет на 7% в год, вполне возможно в России, уверен Сергей Глазьев, советник президента РФ. При условии, что ЦБ ограничит доступ иностранного спекулятивного капитала к российскому рынку и напечатает денег столько, сколько необходимо для получения дешевых кредитов и роста производства.4272
-
11.02.2016 17:31
О рисках новой волны приватизации в России
Латание дыр в бюджете не должно стать смыслом новой волны приватизации государственной собственности, которую затеяли российские власти, уверен советник президента Сергей Глазьев. Приватизация должна вернуть доверие граждан к власти и стимулировать структурные реформы. Об этом – в эксклюзивном интервью Глазьева «Газете. Ru».4518
11.02.2016 11:21
Без стабильного рубля фундамент экономики рф превратится в песок
— Надо ли вводить в экономике чрезвычайные меры, о чём банкиры сегодня попросили ЦБ, экстренные – так они их назвали? Или что-то схоже с формулировкой Олланда о чрезвычайном положении в экономике?3553
22.12.2015 17:37
«Ждать катастрофы не нужно, нужно работать»
Только дешевые кредиты и реальный суверенитет валютно-финансовой системы России способны вывести нашу экономику на траекторию роста не менее 8% в год, считает известный экономист Сергей Глазьев. В интервью «БИЗНЕС Online» (дано 9 декабря) Глазьев рассказал, почему системные либералы саботируют «майские указы» Владимира Путина, что мешает стабилизации рубля и как Украине выйти из-под американской оккупации. Кроме этого, он объяснил, зачем турецкие военные действуют вопреки интересам своей страны.4344
11.11.2015 11:32
Обеспечение суверенитета финансовй системы страны – базовое условие восстановления управляемости экономики
Вопрос: Сергей Юрьевич, ваш доклад «О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России и выводу российской экономики на траекторию опережающего развития» наделал много шума, был воспринят многими и западными, и прозападными СМИ в России как теоретическая база для нового экономического курса России. Вот если представить себе, что это так, в чём новизна этого курса? Насколько он радикально отличается от той экономической политики, которая проводилась на протяжении последних десяти лет?3440
19.08.2015 18:46
Крым: Выбор приоритетов
- В чём особенности стратегического планирования развития экономики Крыма? - Особенности касаются прежде всего сложной геополитической ситуации, сложившейся в связи с санкциями стран НАТО, которые блокируют привлечение в Крым иностранных инвестиций. Поэтому расчёт должен делаться прежде всего на инвестиции из внутренних источников - как государственных, так и частных. В остальном стратегическое планирование развития Крыма должно выстраиваться в соответствии с общепринятыми принципами: системный подход, долгосрочный горизонт, комплексный анализ, чёткая постановка целей развития, выбор приоритетов, разработка и осуществление целевых программ. В отношении Крыма исходить надо из его несомненных преимуществ, как уникального природно-рекреационного, культурно-образовательного, агропромышленного, оборонно-промышленного, транспортно-логистического и идейно-политического центра нашей страны. Исходя из этого следует определять приоритетные направления развития: здравоохранение и курорты, образование и культура, высокотехнологическое машиностроение, передовое сельское хозяйство, транспортная инфраструктура. В отношении последнего направления не будем забывать особое положение Крыма в связи с инициированным Китаем глобальным проектом Экономический пояс Великого шёлкового пути - Крым был точкой выхода этого пути из Азии в Европу. С учётом принятого на высшем уровне решения вписывания этого проекта в контекст ведущейся работы по формированию Евразийского экономического союза положение Крыма как ключевого транспортного узла выглядит весьма перспективным. Провозглашённое президентом Путиным положение о сакральном значении Крыма даёт ему особые конкурентные преимущества как начального пункта формирования русской православной цивилизации, а Севастополя - как одной из наших исторических столиц. Чтобы реализовать эти приоритетные направления развития, и нужно стратегическое планирование - формирование увязанных по целям и ресурсам долгосрочных программ и институтов развития. Для этого учёными РАН предлагается создание специальной организации - Корпорации развития Крыма. На первом этапе её капитал должно сформировать государство, а затем посредством запуска целевых инвестиционных проектов она могла бы привлечь и частные капиталы российских инвесторов. В дальнейшем она могла бы выйти и на международный финансовый рынок с крупномасштабными проектами развития крымской экономики. - За 23 года украинского безвременья ни копейки не было вложено в развитие таких отраслей, как курорты, что для Крыма является стратегически важным. - Это означает необходимость крупных вложений в модернизацию на основе передовых медицинских технологий. Здравоохранение сегодня переживает технологическую революцию, становясь самой крупной отраслью нового технологического уклада. Эта революция связана с достижениями клеточной медицины и генной инженерии, которые позволяют по-новому подойти к профилактике и лечению болезней и существенно продлить продолжительность жизни. Тем самым создаётся новый быстро растущий сегмент рынка курортно-оздоровительного профиля, который при правильном подходе откроет для Крыма гигантские новые возможности экономического роста. Такие традиционные направления, как грязелечение, фито- и ароматерапия, выращивание и переработка лекарственных трав получат новый импульс развития и откроют дополнительные возможности для развития сети крымских санаториев, профилакториев, домов отдыха, туристическо-гостиничного бизнеса. - Что, по вашему мнению, будет с предприятиями «большой химии» Северного Крыма - армянским «Титаном», бромным заводом в Красноперекопске? Возможна ли их модернизация или загрузка заказами с материковой части страны? - Думаю, что, конечно, возможна. Вместе с тем я уверен, что американско-бандеровская оккупация Украины долго не продлится. Гитлеровцы хозяйничали на Украине два с половиной года и не смогли сломить волю народа к свободе и развитию, которое для Украины возможно только в союзе с Россией, с которой Новороссия, Малороссия составляют одно историческое, экономическое и гуманитарное целое. После свержения нацистской хунты в Киеве восстановится органическое единство России и освобождённой от неофашистов Украины. Соответственно возобновятся и кооперационно-технологические связи. Нужно, конечно, эти заводы модернизировать и улучшить защиту природы, которая для крымской экономики является главным конкурентным преимуществом. - Каковы перспективы потенциальных инвестиций, в каких отраслях? - Когда мы разрабатывали подходы к стратегии развития Крыма, оценивали необходимость привлечения инвестиций только в Корпорацию развития Крыма в 10 миллиардов долларов в расчёте на то, что каждый вложенный государством рубль будет поддержан не меньшими инвестициями частного сектора. Основные направления работы этой корпорации - организация частно-государственного партнёрства в форме совместных инвестиционных проектов в курортно-рекреационном и сельскохозяйственном комплексах, торгово-логистической инфраструктуре. К этому надо добавить собственно государственные расходы по целевым программам развития энергетики, водоснабжения, транспортной сети Крыма, которые будут намного больше. - Курортная отрасль Крыма: её перспективы в условиях санкций Запада и препон со стороны Украины? В каких масштабах возможно её интегрирование в курортную отрасль материковой части нашей страны? - Она всегда была интегрирована. Даже в украинский период Крыма его курорты наполнялись, главным образом, приезжими из Российской Федерации. На полуостров ежедневно летом шли десятки поездов из Москвы, Питера, Урала и даже Сибири. Крым - лучшая и любимая здравница России. И этого вполне достаточно с точки зрения наполнения спроса для крымских здравниц. Сказываются, конечно, потери отдыхающих с украинской территории. Но, как я сказал, её оккупация американско-бандеровской хунтой долго не продлится. На отдыхающих с Запада я бы не рассчитывал. Даже в период мировой социалистической системы их было немного, в основном поляки. Естественная и вполне достаточная зона притяжения - это Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Все они кроме Украины вошли в Евразийский экономический союз, в рамках которого завершается формирование единого экономического пространства, в том числе в сфере здравоохранения, транспорта и туризма. На них и нужно ориентировать развитие крымских курортов. - Водоснабжение Крыма: возможно ли обеспечить переброску воду с материка на полуостров? - Если говорить о днепровской воде - нужно снова запустить канал, для чего придётся провести его восстановление. Это не займёт много времени. Нацистская хунта на Украине сегодня догрызает себя экономически. Отрезая канал и обрезая электросети, она кусает себя за хвост. Ведь это бьёт прежде всего по экономике Украины. Поэтому я уверен, что эта проамериканская хунта нежизнеспособна. Она сегодня уничтожает промышленность и сельское хозяйство Украины, работающие на российский рынок. Будут ли ей благодарны жители Херсонщины, которых лишили возможности сбыта своей сельхозпродукции в Крыму? Или запорожские и николаевские энергетики, которых сделали подопытными кроликами с поставками американского ядерного топлива вопреки требованиям безопасности на АЭС? Увидите - скоро американской оккупации Украины придёт конец. И когда на Украине восстановится национальный суверенитет, она не будет враждебна России, потому что только в союзе с нами народ Украины может рассчитывать на достойную жизнь и благополучие. В том числе реализуя совместные инфраструктурные проекты, к числу которых относится построенный силами советского народа Северо-Крымский канал. Других каналов внешнего водоснабжения Крыма я не вижу, если не считать возможность завозить питьевую воду танкерами из Абхазии. - Энергомост, который планируют соорудить с материка, насколько обеспечит энергонезависимость Крыма, чтобы исключить возможные последствия отключений подачи электроэнергии с Украины? - Вновь повторю - надо исходить из того, что Украина будет обязательно освобождена от неонацистов и в ней восстановится нормальная власть. Традиционно энергосистема Крыма питалась от Запорожской и Южной АЭС. Зачем нам их терять? Конечно, пока приходится этот человеконенавистнический режим терпеть, нужно думать об автономной генерации электроэнергии. Я бы предложил приоритетно развивать солнечную и ветровую энергетику - современные технологии позволяют создавать эти энергетические мощности дешевле традиционной тепловой энергетики. Это в любом случае перспективно и экологически чисто, что особенно важно для Крыма. Наверное, вместе с транспортным мостом будет сооружён и энергомост, связывающий Крым с энергосистемой Кубани. - Огромной проблемой Крыма является хаотичная застройка его территории при отсутствии генеральных планов развития многих населённых пунктов. Как теперь будет решаться эта проблема? - Это как раз вопрос стратегического планирования. Без него побережье будет зоной контрастов, сочетающих шикарные гостиницы с бараками. Нужно зонирование территории, комплексный долгосрочный план развития, оптимальное использование местных особенностей и ресурсов. Только так можно использовать конкурентные преимущества Крыма. В противном случае значительная их часть будет утеряна. Я убеждён, что трёхкилометровая прибрежная зона должна развиваться по единому плану с целью максимальной отдачи для социально-экономического развития Крыма. Это как раз и должна быть центральная задача для Корпорации развития Крыма. - Паромное сообщение материковой части страны набирает обороты. Количество паромов растёт. Но главный вопрос заключается в строительстве моста через Керченский пролив, который и призван обеспечить транспортную безопасность Крыма. Каковы реальные перспективы? Чего ждать крымчанам? - Я уверен, что решения президента России будут выполнены и мост скоро будет построен. - Понятно, что прогнозы - дело неблагодарное, но тем не менее, как по вашему мнению, когда Крым сможет стать финансово самодостаточным субъектом РФ? - Когда мы преодолеем сезонность крымской экономики. Крымская экономика страдает от сезонной цикличности: летом мощности перегружены, а зимой простаивают. А их ведь надо содержать 12 месяцев в году, в то время как курортный сезон длится всего четыре месяца. Это огромные дополнительные затраты, которые гораздо меньше в Турции или Египте, которые конкурируют с Крымом за привлечение наших отдыхающих. Чтобы Крым заработал круглогодично, нужны гигантские инвестиции - не только в здания и сооружения, энергосистему, но и в подготовку и обучение персонала. А для этого нужна хорошо обоснованная стратегия развития Крыма. Десятилетие назад мы её начали разрабатывать, создав совместную крымско-московско-киевскую группу учёных, подготовили исходные положения и проекты нормативных документов о создании Корпорации развития Крыма, которая планировалась как совместная. После гибели Украины как самостоятельного государства и её оккупации американо-бандеровцами и воссоединения Крыма с Россией - всё в наших руках. Источник: Крымская правда4335
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
-
21.07.2023 17:30 5876
Дольщик деньги приносит, а на стройку это не влияет (Глазьев)
-
06.04.2022 19:30 13060
Сергей Глазьев. Невыученные уроки Русской Весны 2014. Милитаризация Украины 1
-
29.03.2022 21:00 13481
СЕО Стратегичекая сессия 2022 1