Итоги и перспективы интеграции на постсоветском пространстве

Геополитика

31.01.2012 11:57

Сергей Глазьев

4239

Итоги и перспективы интеграции на постсоветском пространстве

За двадцать лет после распада СССР на месте некогда единого народнохозяйственного комплекса сформировались национальные экономики новых государств, связанные рыночными торгово-экономическими отношениями. Установленные между ними таможенные границы разорвали множество кооперационных связей, что в немалой степени способствовало чудовищному падению объемов и деградации структуры производства во всех бывших союзных республиках.Вплоть до недавнего времени под влиянием, как внутренних процессов деградации экономики, так и внешних сил экономического давления со стороны расширяющегося Евросоюза, быстро растущего Китая, стремительно модернизирующейся Турции, а также сконцентрировавших глобальную финансовую мощь США на постсоветском пространстве доминировали дезинтеграционные процессы. Стремительно сокращалась доля взаимной торговли новых государств в структуре их внешнеторгового оборота, рушилась десятилетиями сложившаяся производственно-технологическая кооперация. Глубокое разрушение обрабатывающей промышленности сопровождалось резким сокращением потребления энергоносителей и сырьевых товаров, производство которых переориентировалось на экспорт за пределы постсоветского экономического пространства. Его освободившийся внутренний рынок заняли импортные товары.Лишь в 2008 году с созданием Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России (ТС) дезинтеграционный вектор, по меньшей мере, на части постсоветского пространства, сменился интеграционным. После нескольких неудачных попыток создания многосторонних интеграционных объединений в 90-х годах эти три государства образовали ядро интеграционного процесса, сформировав первый в постсоветской истории наднациональный орган - Комиссию Таможенного союза (КТС), которому были делегированы полномочия по принятию согласованных решений в области торговой политики и таможенному регулированию. При этом исполнение этих решений осуществлялось на всей единой таможенной территории автоматически без необходимости принятия национальных законодательных актов.Сконцентрировав полномочия по регулированию внешней торговли в КТС и сняв таможенный контроль на своих межгосударственных границах, государства-члены ТС быстро двинулись по пути интеграции, унифицируя все виды пограничного контроля движения товаров. Вслед за таможенным, на межгосударственных границах был упразднен санитарный, ветеринарный, фитосанитарный и транспортный контроль, введены единые нормы технического регулирования. Сразу же после завершения формирования единой таможенной территории эти государства приступили к созданию Единого экономического пространства, введя с 1 января 2012 г. пакет соглашений, устанавливающий нормы регулирования общего рынка не только товаров, но и услуг, труда и капитала. Одновременно было объявлено о формировании Евразийского экономического союза.Создание ТС тремя ведущими государствами СНГ дало мощный импульс активизации интеграционных процессов на всем постсоветском пространстве. О желании присоединиться к ТС заявило руководство Киргизии. В октябре 2011 года было, наконец, подписано многостороннее соглашение о создании зоны свободной торговли в СНГ. В дополнение к нему государства-члены ТС установили отношения свободной торговли с Сербией и Черногорией. Перед историческим выбором встала Украина, намерения руководства которой перейти к отношениям свободной торговли с ЕС вошли в конфликт с объективной ориентацией ее экономики на интеграцию с ТС.Под знаком происшедших положительных изменений в государствах-членах Таможенного союза несколько усилились интеграционные тенденции и в других странах-членах СНГ, где объемы взаимной торговли в общем объеме их внешнеторгового оборота, несмотря на кризисные явления 2008-2009 г.г. в целом поддерживались на высоком уровне, а их доля лишь в отдельных странах понизились незначительно.

1.Итоги создания Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана

Создание Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее – Таможенный союз или ТС) осуществлялось в соответствии с Планом действий по формированию Таможенного союза, утвержденным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 6 октября 2007 г. № 1 (далее – План действий). В развитие этого плана главами Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 9 июня 2009 г. № 9 были установлены Этапы и сроками формирования единой таможенной территории. В дальнейшем Высшим органом ТС был принят еще ряд документов, определивших планы формирования ключевых подсистем управления Единой таможенной территорией и передачи соответствующих полномочий КТС[1].К концу 2011 годы были реализованы все ключевые решения Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза), выполнены все основные мероприятия по обеспечению создания и функционирования Таможенного союза, формированию его договорно-правовой базы и институциональной структуры, единой системы внешнеторгового тарифного, нетарифного и таможенного регулирования, ведению согласованной политики в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.В соответствии Планом действий из 51 принятого международного договора, входящего в основной Перечень международных договоров договорно-правовой базы Таможенного союза, вступили в силу и применяются 43. Семь международных договоров утратили актуальность в связи со вступлением в силу Таможенного Кодекса Таможенного союза. Кроме того Соглашение о вывозных таможенных пошлинах, в отношении третьих стран от 25 января 2008 г. не было введено в действие в силу своего рамочного характера и было заменено двухсторонними соглашениями, регулирующими эти отношения между Россией и Белоруссией и Россией и Казахстаном. В дальнейшем планируется подписать новое Соглашение об определении порядка уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе товаров с единой таможенной территории Таможенного союза.В дополнение к указанному Перечню принято около 30 международных соглашений, регулирующих различные вопросы деятельности органов Таможенного союза и обращения товаров на единой таможенной территории.К середине прошлого года были полностью реализованы мероприятия по введению в действие пакета международных договоров в сфере единого таможенно-тарифного регулирования в Таможенном союзе. Выполнены основные мероприятия по формированию таможенного законодательства: введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза; унифицирован порядок таможенного администрирования, включая единые правила декларирования товаров, уплаты таможенных платежей и единые таможенные режимы; установлены и применяются единые правила определения таможенной стоимости, а также единые правила определения страны происхождения товаров. В развитие Таможенного кодекса Таможенного союза были подготовлены 20 проектов международных договоров, 16 из которых приняты и применяются.С 1 июля 2010 г. в Таможенном союзе начало действовать единое правовое поле в области технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, обеспечивающее применение единых перечней подконтрольной продукции; единых требований к этой продукции; единого порядка ввоза ее на единую таможенную территорию и перемещения по ней; оформление разрешительных документов по единым формам, которые признаются всеми Сторонами. В рамках этого правового поля исключается необходимость осуществления данных видов контроля на межгосударственных границах государств-членов Таможенного союза.В налоговой сфере согласованы принципы взимания косвенных налогов при экспорте и (или) импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе; сформирована нормативно-правовая база Таможенного союза в области косвенного налогообложения, которая регламентирует порядок взимания косвенных налогов во взаимной торговле в Таможенном союзе, а также обеспечен обмен информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов.Разработан и принят Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. № 502 Статут Суда Евразийского экономического сообщества. Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 9 декабря 2010 г. №534 принят Договор о порядке обращения в Суд ЕврАзЭС хозяйствующих субъектов по спорам в рамках Таможенного союза и особенностях судопроизводства по ним. В конце прошлого года был сформирован персональный состав этого суда и он приступил к работе.В соответствии со вступившими в силу международными договорами и Решениями Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) Комиссией осуществляется выполнение 145 функций в области таможенного, тарифного, нетарифного, технического регулирования, санитарного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля. Ниже излагаются основные результаты деятельности Комиссии Таможенного союза (далее - Комиссии) по созданию Таможенного союза и осуществлению переданных ей полномочий по управлению единой таможенной территорией Таможенного союза.

1.1. Торговая политика

В соответствии с принятыми и введенными в действие международными договорами Комиссия уже с начала 2010 года осуществляет полномочия в области торговой политики. Прежде всего - полномочия по принятию инициируемых Сторонами решений в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.В сфере таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности КТС осуществляются функции по изменению ставок ЕТТ ТС, ведению ТН ВЭД ТС, установлению тарифных льгот и тарифных квот. За два года работы с момента получения соответствующих полномочий Комиссией было принято 130 решений по изменению таможенного тарифа. По установлению тарифных квот в отношении импорта сельскохозяйственных товаров Комиссией было принято 4 решения. По предоставлению тарифных льгот (в т.ч. при применении режима временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (самолеты, накопители, суда и др.) - 17 решений, по внесению изменений в ТН ВЭД ТС - 31 решение.С 1 января 2010 г. был утвержден и введен в действие пакет основных международных договоров в сфере нетарифного регулирования внешней торговли Таможенного Союза, включая Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в торговле с третьими странами (далее – Единый перечень) и Положение о применении ограничений, а Комиссия наделена полномочиями в области нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. За два года работы Комиссией принято в данной области 51 решение, из которых 39 - в части совершенствования функционирования единой системы нетарифного регулирования, в том числе направленных на сокращение избыточных административных барьеров, 14 – в отношении мер, вводимых Сторонами в одностороннем порядке.Решением Высшего органа Таможенного союза на уровне глав правительств от 21 мая 2010 г. Комиссия была наделена полномочиями в области специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении товаров, происходящих из иностранных государств. Во исполнение этих решений в государствах - членах Таможенного Союза проведены пересмотры действующих на национальном уровне специальных защитных и антидемпинговых мер, по результатам которых решениями Комиссии от 22 июня 2011 года на единую таможенную территорию Таможенного союза распространено 9 специальных защитных и антидемпинговых мер. Создана необходимая для этого нормативной базы.

1.2. Таможенное регулирование

В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза и международными договорами подготовлены и приняты более ста нормативных документов в области таможенного регулирования, которые отнесены к компетенции Комиссии. В том числе решениями Комиссии утверждены: формы таможенных документов  и инструкции по их заполнению;  регламент ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;  порядок совершения таможенных операций  по товарам для личного пользования физических лиц; перечни товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин; документы по декларированию и классификации товаров, а также их таможенной стоимости.С учетом накапливаемого практического опыта применения норм таможенного законодательства Таможенного союза ведется работа по его совершенствованию и приближению к передовым международным стандартам. Проводится работа по присоединению государств - членов Таможенного союза к Конвенции об упрощении формальностей в торговле товарами 1987 г. и Конвенции о процедуре общего транзита 1987 г., государства-члены ТС ратифицировали Киотскую конвенцию о гармонизации и упрощении таможенных процедур.К функциям Комиссии, в соответствии с ТК ТС отнесено ведение ТН ВЭД ТС, а также принятие решений по классификации отдельных товаров. В этих целях были приняты Положение о порядке технического ведения ТН ВЭД ТС, Регламент взаимодействия по вопросам ведения ТН ВЭД ТС, Положение о порядке принятия Комиссией решений и разъяснений по классификации отдельных видов товаров и Положение порядке применения ТН ВЭД ТС при классификации товаров. В соответствии с полномочиями в данной области Комиссией было принято более 20 решений о внесении изменений в ТН ВЭД ТС и 10 решений по классификации отдельных видов товаров. Принята обновленная Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, основанная на пятом издании Гармонизированной системы описания и кодирования товаров.

1.3.Техническое регулирование, санитарные, фитосанитарные и ветеринарные меры

В соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 г. Комиссия наделена полномочиями по принятию технических регламентов Таможенного союза. Комиссией утверждены Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, График разработки первоочередных технических регламентов Таможенного союза, Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза, единые формы сертификатов соответствия и деклараций о соответствии. Сформирован Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, изображение единого знака обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза и положение о порядке его применения.К концу 2011 года Комиссией принято 24 технических регламента Таможенного союза.В соответствии с Решением Комиссии от 20 сентября 2010 г. № 384 в государствах Сторон приостановлена разработка национальных технических регламентов, объекты регулирования которых совпадают с объектами технических регламентов ЕврАзЭС и Таможенного союза, а также приостановлено вступление в силу ряда принятых национальных технических регламентов.Последовательное снятие существующих технических барьеров во взаимной торговле осуществляется в соответствии с Соглашением об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза и Соглашением о взаимном признании аккредитации органов по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия. Положениями данных соглашений предусмотрено признание протоколов испытаний продукции на территории Таможенного союза, выданных испытательными лабораториями и центрами, внесенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного союза; возможность принятия декларации о соответствии или получение сертификата соответствия по единой форме для продукции, включенной в соответствующий перечень, утвержденный Комиссией.С 1 июля 2010 года вступило в силу Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года. Соглашение определило меры, направленные на обеспечение охраны таможенной территории Таможенного союза от завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) среди населения, продукции (товаров), не соответствующей санитарно-эпидемиологическим требованиям, позволяющие проводить согласованную политику в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения государств - членов Таможенного союза.В соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам разработан и утвержден Комиссией Таможенного союза единый перечень товаров, подлежащих надзору, единые формы документов, подтверждающие безопасность продукции, положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора и единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам.Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 298 утвержден План мероприятий по взаимному признанию регистрационных удостоверений на лекарственные средства производителей государств - членов Таможенного союза, произведенные в условиях надлежащей производственной практики (GMP). Во исполнение указанного Плана рабочей группой по вопросу взаимного признания регистрационных удостоверений на лекарственные средства производителей государств - членов Таможенного союза готовятся к утверждению проекты нормативных правовых актов Таможенного союза, разработанные на основе правил Евросоюза и Международной конференции по гармонизации технических требований к регистрации лекарственных препаратов для человека (ICH).На основании переданных Комиссии полномочий в сфере фитосанитарных мер и в соответствии с Соглашением Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 года Решением Комиссии от 18 июня 2010 г. № 318 утверждены Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза. Организовано взаимодействие между научными организациями Сторон в области карантина и защиты растений.В соответствии с Соглашением Таможенного союза по ветеринарно – санитарным мерам от 11 декабря 2009 г. Комиссии переданы функции в сфере ветеринарных мер. Решением Комиссии от 18 июня 2010 г. № 317 утверждены:-Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору); 
-Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза; 
-Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору); 
-Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору); 
-Единые формы ветеринарных сертификатов. 
В области применения ветеринарных мер в 2011 г. решениями Комиссии приняты:-формы Единых ветеринарных сертификатов на ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза подконтрольные товары из третьих стран; 
-правила ведения реестра организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение подконтрольных товаров, перемещаемых с территории одного государства-члена Таможенного союза на территорию другого государства-члена Таможенного союза; 
-правила ведения реестра организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение подконтрольных товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза.По результатам правоприменительной практики внесены изменения в Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору) по результатам их практического применения.

1.4.Статистика внешней и взаимной торговли

Во исполнение Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза от 25 января 2008 г. подготовлена и утверждена Решением Комиссии от 28 января 2011 г. № 525 Единая методология ведения таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств – членов Таможенного союза.В соответствии с Протоколом о порядке передачи данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли и во исполнение принятых Комиссией решений утверждены технические условия передачи данных таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли товарами. Завершается процесс методологического и технического обеспечения в области ведения статистики внешней и взаимной торговли Таможенного союза, необходимого для реализации функций, возложенных на Центр таможенной статистики Протоколом о его статусе.В соответствии с Программой статистических работ Центра таможенной статистики Комиссии Таможенного союза на 2011 год (Решение Комиссии от 20 сентября 2010 г. № 389) сформированы и ежемесячно актуализируются базы данных статистики внешней и взаимной торговли. Итоговые результаты внешнеторговой деятельности государств–членов Таможенного союза размещаются на сайте Комиссии, начата публикация статистических бюллетеней и сборников по внешней и взаимной торговле Таможенного союза.

В целях повышения качества данных статистики взаимной торговли целесообразно организовать информационное взаимодействие уполномоченных органов Сторон с национальными налоговыми службами. Речь идет о предоставлении налоговыми службами уполномоченным органам Сторон имеющихся в налоговых службах сведений из заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов для идентификации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – возможных респондентов статистических наблюдений за взаимной торговлей товарами между государствами – членами Таможенного союза. Также требует дополнительной проработки вопрос о введении ответственности участников ВЭД за полноту и своевременность представления в уполномоченные органы Российской Федерации документов и сведений, используемых для формирования данных статистики взаимной торговли с государствами – членами Таможенного союза.

1.5. Налоговое и валютное регулирование

В соответствии с Решениями Высшего органа Таможенного союза на уровне глав правительств от 11 декабря 2009 г. «О международных договорах и иных нормативных актах по реализации основных положений Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года» в государствах-членах Таможенного союза проведена работа по приведению национальных налоговых законодательств в соответствие с международными нормативно-правовыми актами Таможенного союза, реализация которых позволила осуществить взимание НДС и акцизов на единой таможенной территории с 1 июля 2010 года в условиях отсутствия таможенного оформления, а с 1 июля 2011 года - отсутствия таможенного контроля.Осуществляемый между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза обмен информацией, необходимой для администрирования косвенных налогов, носит регулярный характер. Сторонами обеспечено внедрение в промышленную эксплуатацию программных продуктов информационного обмена между налоговыми органами государств-членов Таможенного союза с учетом Требований к составу и структуре информации в электронном виде об уплаченных суммах косвенных налогов в бюджеты государств-членов Таможенного союза и общего форматно-логического контроля (ФЛК).Принят Протокол «О внесении изменений и дополнений в Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18 июня 2010 года», которым предусматривается увеличение беспошлинной квоты при ввозе товаров физическими лицами, следующими воздушным транспортом, до 10 тыс.евро.Принят Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза.

1.6. Экономические результаты функционирования единой таможенной территории

Предварительные данные статистики внешней и взаимной торговли государств-членов Таможенного союза за полугодие 2011 г. свидетельствуют о ее росте как к уровню полугодия 2010 г., так и по сравнению с аналогичным периодом 2010 г.Суммарный объем внешней торговли государств – членов Таможенного союза с третьими странами в полугодии 2011 г. составил 430,8 млрд. долларов США, в том числе экспорт товаров – 280,8 млрд. долларов, импорт – 150 млрд. долларов. Объемы внешней торговли государств-членов Таможенного союза в текущем году значительно превысили аналогичные показатели 2009 г. и, что особенно важно, докризисного 2008 г.По сравнению с аналогичным периодом 2010 года товарооборот увеличился на 34,9%, экспорт – на 30,9%, импорт – на 43,1%. (Рис.1)При этом прирост стоимостного объем внешней торговли, в большей степени, обусловлен наращиванием стоимостного объема экспорта товаров. Величина положительного сальдо внешней торговли по Таможенному союзу в целом превысила показатель полугодия прошлого года на 20,8 млрд. долларов, по сравнению со II полугодием она увеличилась на 50,8 млрд. долларов и составила за шесть месяцев текущего года 130,8 млрд. долларов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Объем взаимной торговли в рамках Таможенного союза, исчисленный как арифметическая сумма объемов взаимной торговли государств – членов Таможенного союза (соответствует подходам Статкомитета СНГ) в I полугодии 2011г. составил 58,1 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с I полугодием 2010 г. на 40,7%, по сравнению со II полугодием 2010 г. - на 15,7%. Объем взаимной торговли между государствами - членами Таможенного союза, исчисленный как сумма объемов экспорта каждой из стран (соответствует подходам Евростата и исключает двойной счет одних и тех же потоков товаров), за 6 месяцев текущего года достиг 29,1 млрд. долларов, что на 39,9% выше уровня I полугодия 2010 года и на 20,7% превышает показатель за II полугодие прошлого года. Темпы изменения объемов взаимной торговли государств-членов Таможенного союза (в процентах к предыдущему месяцу) за 2009-2011 гг. представлены на Рис.2

 

 

Взаимная торговля со странами – членами Таможенного союза занимает 44,7% объема внешней торговли Республики Беларусь, 18,2% внешнеторгового оборота Республики Казахстан и 7,4% объема внешней торговли Российской Федерации. Доля третьих стран составляет, соответственно, в Республике Беларусь - 55,3%, в Республике Казахстан - 81,8%, в Российской Федерации - 92,6% всего объема внешней торговли страны.Рост внешней торговли сопровождался соответствующим увеличением собираемых импортных пошлин. В соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 г ввозные таможенные пошлины зачисляются на единый счет и распределяются в бюджеты Сторон согласно нормативам распределения, установленным для Республики Беларусь - 4,70%, Республики Казахстан - 7,33%, Российской Федерации - 87,97%.С начала введения в действие этого соглашения в сентябре 2010 года до октября 2011 года в бюджеты государств - членов Таможенного союза зачислены следующие суммы ввозных таможенных пошлин в долларовом эквиваленте: Республика Беларусь – 1423,9 млн. Республика Казахстан - 2221,1 млн.; Российская Федерация - 26651,7 млн. Для Республики Казахстан и Российской Федерации поступления по импортным пошлинам увеличились в 1,8 раза и в 1,3 раза соответственно по сравнению с соответствующим периодом год назад.Как уже указывалось выше, в настоящее время Комиссия осуществляет выполнение 145 функций в области таможенного, тарифного, нетарифного, технического регулирования, санитарного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля, определенных договорно-правовой базой Таможенного Союза. С завершением выполнения Этапов и сроков формирования единой таможенной территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и введением в действие международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного Союза, управление единой таможенной территорией вошло в штатный режим работы. Отработаны процессы принятия решений Комиссии, предусматривающие процедуры их предварительного согласования с уполномоченными ведомствами Сторон. По основным сферам компетенции Комиссии работают вспомогательные органы, на периодических заседаниях которых уполномоченные должностные лица Сторон прорабатывают и согласовывают проекты решений Комиссии. Секретариатом организуются и обеспечиваются все процессы подготовки и принятия решений Комиссии, ее вспомогательных органов, а также высшего органа Таможенного Союза, отслеживается их выполнение, ведется мониторинг исполнения законодательства Таможенного Союза, разрабатываются предложения по его совершенствованию, анализируются процессы функционирования единой таможенной территории.За три года работы было проведено 19 заседаний Высшего органа Таможенного Союза, которым было принято свыше сотни решений, 33 заседания Комиссии Таможенного союза, принято 900 решений Комиссии ТС. Хотя правила процедуры предусматривали голосование квалифицированным большинством голосов, в рамках сложившейся практики согласования проектов решений Комиссии последние принимались до сих пор консенсусом с учетом интересов всех сторон. Изредка спорные вопросы выносились на рассмотрение Высшего органа Таможенного Союза, на котором они решались тоже консенсусом. Эта атмосфера доброжелательных и партнерских отношений поддерживалась благодаря постоянной работе сотен экспертов Сторон и сотрудников Секретариата, готовивших согласованные проекты решений.Накопленный за 3 года функционирования Таможенного Союза опыт свидетельствует об эффективности его институционального устройства и механизмов работы, которые органично сочетаются с организацией работы национальных правительств. При этом численность сотрудников Секретариата Комиссии и расходы на ее содержание были в десятки раз меньше, чем приходится на выполнение соответствующих функций регулирования в ЕС, часто используемом в качестве эталона региональной экономической интеграции.

  1. О задачах углубления экономической интеграции в рамках Таможенного союза

    2.1. Переход к новой системе управления в связи с созданием Единого экономического пространства.

Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 15 марта 2011 г. № 77 был утвержден План мероприятий по реализации Соглашений, формирующих Единое экономическое пространство (далее - ЕЭП). В связи с этим Комиссии предусмотрена передача еще около 30 функций, которые охватывают вопросы координации макроэкономической и антимонопольной политики, мониторинга соблюдения установленных норм предоставления промышленных и сельскохозяйственных субсидий, проведения госзакупок, обеспечения контроля за соблюдением единых правил конкуренции, доступа на рынки услуг, включая регулирование уровня тарифов на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом и другие вопросы деятельности субъектов естественных монополий. Значительная часть мероприятий по формированию договорно-правовой базы ЕЭП была проведена в 2010 году, включая разработку и подписание базовых 17 соглашений. В дальнейшем, до 2016 года, планируется подготовить и принять 5 международных договоров и 25 документов КТС. При этом ее основная тяжесть работы должна быть перенесена на адаптацию национальных законодательств к законодательству ЕЭП, которая будет осуществляться силами национальных правительств и парламентов.Вместе с тем накопленный за два с половиной года опыт работы КТС выявил определенные «узкие места», для расшивки которых целесообразно предпринять определенные меры организационно-технологического характера. Наиболее сложными из них являются процессы согласования и подписания решений КТС, которые часто затягиваются в связи с большим количеством ведомств, участвующих в процедурах согласования позиций Сторон, а также крайней занятостью членов Комиссии. Расшить эти «узкие места» можно, во-первых, посредством применения телекоммуникационных технологий согласования и подписания решений с использованием электронно-цифровой подписи (для этого созданы, как правовые, так и организационно-технологические условия). Во-вторых, необходимо обеспечить выполнение положений Договора о Комиссии Таможенного союза, предусматривающих работу ее членов на постоянной основе. В сочетании с применением телекоммуникационных технологий это позволит принимать решения в текущем режиме времени. В-третьих, целесообразно установить регламентные сроки проведения внутригосударственных согласований на национальном уровне, по возможности их унифицировать.Для устранения имеющихся «узких мест» и реализации новых функций было принято решение о создании Евразийской экономической комиссии, которая с начала 2012 года должна постепенно заменить Комиссию ТС. 18 ноября 2011 г. главами государств был подписан Договор о Евразийской экономической комиссии, в соответствии с которым были образованы ее Совет и Коллегия, заменяющие соответственно КТС и ее Секретариат. В состав Коллегии входят по 3 равноправных представителя каждого из государств-членов, ее решения принимаются 2\3 голосов. Члены Коллегии будут работать на постоянной основе, собираясь еженедельно для принятия решений. При этом, в соответствии с имеющейся договорно-правовой базой, непосредственно в компетенцию Комиссии передано принятие норм таможенного регулирования и принятия защитных мер. Остальные нормы устанавливаются Комиссией по инициативе правительств Сторон и должны утверждаться Советом Комиссии, состоящим из уполномоченных представителей правительств сторон в ранге вице-премьеров.Переход к новой структуре управления осуществлен с намерением расширения полномочий наднационального органа, который получает полномочия по принятию решений без согласования с национальными правительствами исходя из общих интересов Единого экономического пространства и создаваемого Евразийского экономического союза. В соответствии с имеющейся договорно-правовой базой Комиссия Таможенного союза работает как нормотворческий орган, вырабатывающий нормы регулирования путем межгосударственных согласований. При этом выдвижение нормотворческих инициатив и исполнение принимаемых Комиссией норм остается в ведении национальных правительств. Это определяет нынешний характер работы Комиссии как наднационального органа по форме принимаемых решений и межгосударственного по процедурам их разработки и исполнения. Переход к новой структуре управления предполагает существенные изменения договорно-правовой базы Таможенного союза. Реорганизацию КТС целесообразно увязать с завершением формирования договорно-правовой базы ЕЭП, а также с кодификацией договорно-правовой базы интеграции. Потребуется упразднение соответствующих национальных процедур и институтов, должен быть изменен менталитет чиновников, которые пока ощущают себя не столько служащими наднационального органа, сколько представителями соответствующих национальных правительств. Для этого придется наделить членов Коллегии статусом несменяемости, установив им длительные сроки контрактов.Делегирование прав нормотворчества от национальных правительств международным чиновникам требует глубокого правового анализа. Опыт институтов ЕС в данном случае не может копироваться, так как у нас отсутствует источник легитимности международной бюрократии – наднациональный парламент, утверждающий руководителей наднациональных исполнительных органов в качестве союзных представителей, ответственных перед союзным законодательным органом, а не перед рекомендовавшими их национальными правительствами.Необходимо определить оптимальную систему функционирования уже созданных институтов: Межгосударственных Советов на уровне глав государств и глав правительств, самой Комиссии Таможенного союза, Интеграционного Комитета ЕврАзЭС, их вспомогательных органов, а также Антикризисного фонда и Центра высоких технологий ЕврАзЭС, межгосударственных программ. Целесообразно наряду с уже поставленной задачей унификации паспортно-визового контроля поставить задачи формирования общего бюджета ЕЭС за счет ввозных таможенных пошлин, объединения таможенных служб и другие, требующие глубокой проработки.Определение круга новых полномочий в дополнение к уже существующим полномочиям КТС, требует проведения соответствующих переговоров по вопросам валютного и налогового регулирования, межбюджетных отношений, создания общей системы стратегического планирования и согласования макроэкономических параметров развития, создания и практического внедрения единой информационной системы о движении товаров и граждан через внешнюю границу ЕЭС.Эффективность реализуемых в настоящее время решений о переходе к новой системе управления ТС и ЕЭП в решающей степени будет зависеть от применения современных информационных технологий. Информационные технологии, применяемые в настоящее время в системе управления единой таможенной территорией, охватывают взаимодействие между Секретариатом Комиссии и уполномоченными органами Сторон, а также между контролирующими органами государств-членов Таможенного союза в целях обеспечения различных видов контроля на внешней границе единой таможенной территории, формирования общих баз данных Таможенного союза, ведения официального интернет-сайта.В соответствии с Концепцией создания Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза (далее - ИИСВВТ) утвержденной Решением Высшего органа Таможенного союза на уровне глав правительств от 19 ноября 2010 г. и введенными в действие Соглашениями о создании, функционировании и развитии ИИСВВТ и о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на таможенной территории Таможенного союза Комиссией утверждены Технико-экономическое обоснование и техническое задание на создания и функционирования Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли.В целях подготовки рекомендаций и предварительной проработки решений, связанных с информационными технологиями и унификацией интерфейсов информационного взаимодействия Решением Комиссии ТС от 8 декабря 2010 г. образован Координационный совет по информационным технологиям при Комиссии ТС.Для ускорения работ по созданию ИИСВВТ Российской Стороной внесено предложение о создании интеграционного сегмента Комиссии Таможенного союза ИИСВВТ на базе существующей инфраструктуры электронного Правительства Российской Федерации, поддержанное белорусской и казахстанской Сторонами и утвержденное соответствующим решением Комиссии.Результаты мониторинга исполнения положений таможенного законодательства Таможенного союза, осуществляемого Секретариатом Комиссии по вопросам информационного взаимодействия контролирующих органов государств-членов Таможенного союза свидетельствуют о наличии серьезных проблем с обеспечением прозрачности и эффективности процессов контроля за перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, а также их обращением на единой таможенной территории в силу отсутствия надежных механизмов обеспечения достоверности данных, в том числе, в отношении разрешительных документов.Проблемы информационного взаимодействия носят системный характер и обусловлены стремлением сохранить ведомственный информационный «суверенитет» контролирующих органов, исходя из норм национального законодательства государств - членов Таможенного союза при отсутствии правовой определенности по многим вопросам на наднациональном уровне. Разработку технологий информационного взаимодействия и Технических условий электронного обмена данными целесообразно выполнять не контролирующим органам Сторон, а централизовано на уровне Комиссии, в рамках работ по проектированию ИИСВВТ в соответствии с положениями соответствующего Соглашения.Секретариатом Комиссии и Европейской Экономической Комиссией ООН разрабатывается проект плана совместных действий по внедрению механизмов «единого окна» в практику деятельности контролирующих органов государств-членов Таможенного союза. Система «единого окна» основывается на хорошо зарекомендовавших себя в мировой практике международных стандартах, разработанных ЕЭК ООН, СЕФАКТ ООН и Всемирной таможенной организацией.Предусмотренный на 2011-2012 годы план работ в части создания ИИСВВТ, развития и сопровождения информационных систем и технологий в Секретариате Комиссии носит комплексный и взаимоувязанный характер. Его реализация позволит качественно улучшить ситуацию с информационно-аналитическим и статистическим обеспечением деятельности Комиссии.Введение в действие пакета соглашений по формированию ЕЭП создает правовые условия для завершения работы по снятию действующих ограничительных мер экономического характераво взаимной торговле государств-членов ТС, в основном связанных с субсидированием, государственными закупками, оказанием государственной помощи в сфере сельского хозяйства, использованием института спецэкспортеров и специмпортеров. Для этого целесообразно принятие разработанного проекта Соглашения, устанавливающего нормы и правила прямого действия в отношении ввоза товаров с территорий государств Сторон, а также обращения товаров на общем рынке Таможенного союза, обеспечивающие общую отмену количественных ограничений, пошлин, сборов и эквивалентных мер, с сохранением ряда исключений из этих правил, исходя из международной практики.

2.2.Совершенствование норм и механизмов реализации функций и полномочий Комиссии

В настоящее время введены в действие все предусмотренные договорно-правовой базой Таможенного Союза соглашения, наделяющие Комиссию полномочиями по принятию решений в области таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, нормативного обеспечения таможенного, санитарного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля, торговой политики и технического регулирования. Имеющийся опыт реализации полномочий Комиссии и правоприменительной практики исполнения законодательства Таможенного Союза позволяет обосновать следующие предложения по совершенствованию работы наднациональных органов.В сфере единого таможенно-тарифного регулирования главным направлением дальнейшей работы должно стать повышение качества обоснования принимаемых решений с точки зрения их влияния на создание условий для развития и модернизации экономики государств-членов Таможенного союза, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, роста производства и занятости. В этих целях планируется приступить к разработке основных направлений торговой политики Таможенного Союза в увязке с приоритетными направлениями модернизации и развития экономики государств-членов Таможенного союза и экономики Таможенного союза в целом и методики оценки макроэкономической эффективности проектов изменения единого таможенного тарифа Таможенного Союза.В целях обеспечения международной сопоставимости принимаемых решений по классификации товаров и приведения этой работы в соответствие с мировыми стандартами представляется целесообразным присоединение Таможенного союза к Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (далее - ГС) и вступление во Всемирную таможенную организацию. Необходимо обеспечить сотрудничество Комиссии с Всемирной таможенной организацией по вопросам классификации и ведения ТН ВЭД ТС и участие в заседаниях Комитета по ГС. Это позволит передать ведение международной основы ТН ВЭД ТС Секретариату Комиссии, что будет способствовать повышению эффективности этой работы.Совершенствование применения единых мер нетарифного регулирования на таможенной территории Таможенного союза предполагает устранение противоречий правового характера и отсылочных норм в законодательстве Таможенного Союза. Во-первых, необходимо, завершить разработку и утверждение единой формы заключения (разрешительного документа) на ввоз на таможенную территорию ТС и вывоз с нее, а также транзит по ее территории товаров, включенных в перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами. 
Во-вторых, необходимо установить единые принципы введения государствами - членами Таможенного союза в одностороннем порядке в строго определённых случаях временных ограничений или запретов на ввоз или вывоз отдельных видов товаров с территории Таможенного союза. 
В-третьих, целесообразно установить периодичность временных мер, вводимых Сторонами в одностороннем порядке. Практика применения Сторонами указанных мер показывает, что при применении данной меры нетарифного регулирования присутствует тенденция к продлению предельного срока вводимых Сторонами временных мер в отношении отдельных категорий товаров, вследствие чего срок действия временных мер, который не может превышать 6 месяцев, в большинстве случаев фактически составляет год и более. 
В-четвертых, необходимо решить вопрос о формировании единой базы данных разрешительных документов, а также обеспечении прозрачности процедур выдачи разрешительных документов уполномоченными национальными органами Сторон и эффективности механизмов контроля их достоверности.В целях упрощения, предсказуемости и открытости процедур экспортно-импортного лицензирования в торговле с третьими странами и обеспечения эффективности применения данной меры в перспективе можно рассмотреть вопрос о передаче Комиссии Таможенного союза функций по выдаче экспортно-импортных лицензий по примеру Комитета по импортному лицензированию в ЕЭС. Реализация данного проекта потребует создания региональных представительств КТС в государствах-членах Таможенного союза, а также соответствующего подразделения Секретариата Комиссии.С учетом расширения полномочий Комиссии ТС целесообразно рассмотреть возможность реализации международной системы сертификации необработанных алмазов, включая участие в регулярных Пленарных сессиях, проводимых в рамках Кимберлийского процесса. Реализация данного предложения возможна при условии присоединения Республики Казахстан к Кимберлийскому процессу с последующим вхождением в него Таможенного союза в качестве участника.Наряду с вопросами применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами на единой таможенной территории в отношении третьих стран, следует отметить актуальность вопроса применения запретов и ограничений неэкономического характера во взаимной торговле государств-членов Таможенного союза. Необходимо скорейшее завершение внутригосударственных согласований  нормативных актов, регламентирующих обращение на единой таможенной территории Таможенного союза отдельных товаров, которые являются чувствительными для государств-членов Таможенного союза или к которым применяются ограничительные меры, установленные международными договорами (опасные отходы, наркотики, служебное и гражданское оружие, шифровальные средства, спецтехника и т.п.).Дальнейшее совершенствование таможенного регулирования следует вести исходя из следующих принципов:-соответствие с Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (в редакции Протокола от 26 июня 1999 г.); -применение единых правил и технологий таможенного администрирования, единого принципа резидентства; -использование электронных форм документов и применение информационных технологий, соответствующих международным стандартам и общемировой практике.В целях совершенствования таможенного регулирования на единой таможенной территории Таможенного союза предстоит решить задачи по:-внесению изменений и дополнений в Таможенный кодекс Таможенного союза; 
-введению обязательного предварительного информирования таможенных органов в отношении иностранных товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза; 
-возможности применения книжек МДП при перемещении иностранных товаров от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения, расположенных на Таможенной территории Таможенного союза, без транзита через территории третьих стран; 
-возможности применения карнетов АТА при помещении товаров на территории Таможенного союза под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) или вывоза; 
-мониторингу осуществления государственного контроля на внешней границе Таможенного союза, в том числе за обустройством пограничных пунктов пропуска, достаточностью их технической оснащенности, соблюдению действующего таможенного законодательства Таможенного Союза; 
-информационному взаимодействию таможенных органов государств 
- членов Таможенного союза при контроле за перевозками товаров по таможенной территории Таможенного союза в соответствии с процедурой таможенного транзита (в т.ч. путем создания Единой центральной базы данных и подключения к ней всех таможенных органов государств - членов Таможенного союза); 
-определению единой на территории Таможенного союза области применения Системы управления рисками (СУР), разработке и внедрению единой базы СУР, организации необходимого для ее функционирования информационного обмена между таможенными службами государств–членов Таможенного союза и их административного взаимодействия в соответствии международными рекомендациями ВТамО.В соответствии с международной практикой технического регулирования Комиссия принимает технические регламенты, определяющие требования к безопасности продукции, обращающейся на единой таможенной территории. Вместе с тем, международная и европейская практика показывает, что принятие технических регламентов Таможенного союза для каждого вида продукции, нецелесообразно. Принимая также во внимание, что принятые технические регламенты Таможенного союза могут учитывать не все аспекты безопасности и виды рисков, необходима разработка горизонтального законодательства, касающегося общей безопасности продукции и ответственности изготовителя за выпуск некачественной продукции по аналогии с практикой соответствующих Директив Европейского союза.В рамках Таможенного союза должны применяться единые принципы и правила государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза. Следует установить общие требования к системе контроля (надзора) продукции на единой таможенной территории Таможенного союза, а также требования к организации контроля (надзора) с передачей соответствующих полномочий Комиссии Таможенного союза.Государства – члены Таможенного союза должны определить национальные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Таможенного союза в сфере технического регулирования, наделить их соответствующими полномочиями, и обеспечить их оперативное взаимодействие друг с другом, включая эффективный обмен информацией о поступлении на рынок продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов Таможенного союза. При этом в целях снижения административной нагрузки на бизнес необходимо разработать единую систему оценки рисков в сфере технического регулирования для планирования государственного контроля (надзора) в этой области.В области санитарных мер необходимо принять решение о практической реализации на таможенной территории Таможенного союза международных соглашений о взаимном признании документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров), заключенных государствами-членами Таможенного союза года с третьими странами до 1 июля 2010 года. В целях совершенствования работы в этой области целесообразно установление постоянных связей Комиссии с соответствующими международными организациями.Для научного сопровождения работ в области санитарно-эпидемиологического нормирования, в том числе гармонизации требований Таможенного союза с международными требованиями, целесообразно создание Центров научных исследований санитарно-эпидемиологической безопасности пищевых продуктов и промышленных товаров на базе ведущих гигиенических институтов Сторон по этим направлениям деятельности.В области применения ветеринарных мер в целях обеспечения прозрачности и повышения эффективности, по аналогии с практикой ЕС целесообразно наделение Комиссии Таможенного союза следующими функциями:-участия в международных ветеринарных организациях (Международное эпизоотическое бюро и другие); 
-мониторинга эффективности системы контроля безопасности пищевых продуктов животного происхождения и ветеринарии в Сторонах; 
-проверки на соответствие требованиям Таможенного союза ветеринарных законодательств и правоприменительной практики третьих стран, экспортирующих в Таможенный союз; 
-организации совместных проверок объектов, подлежащих ветеринарному контролю (предприятий), на соответствие требованиям безопасности в сфере ветеринарии; 
-контроля и оценки соответствия ветеринарным требованиям предприятий третьих стран в отношении импорта подконтрольных товаров на единую таможенную территорию; 
-создания системы оценки рисков причинения вреда здоровью и жизни животных с привлечением научных учреждений Сторон.В целях повышения эффективности карантинного фитосанитарного контроля на внешней границе ТС и на единой таможенной территории ТС, а также гармонизации законодательной базы ТС с международным законодательством в области карантина растений целесообразно:-присоединение Таможенного Союза к Международной конвенции по карантину и защите растений в качестве Договаривающей стороны, наделение Комиссии соответствующими полномочиями для исполнения обязательств согласно положений МККЗР, активизировать международное сотрудничество и участие специалистов научных учреждений Сторон в работе экспертных групп ЕОКЗР и других международных организаций; 
-повысить эффективности научно-методического обеспечения карантина растений посредством активного привлечения научно-исследовательских организаций Сторон к работе Комиссии в этой области; 
-разработать Концепцию совершенствования системы обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности государств-членов Таможенного Союза; 
-разработать и постоянно актуализировать Единый Перечень карантинных объектов Таможенного Союза, единые карантинные фитосанитарные требования на основе международных стандартов по фитосанитарным мерам.Осуществление указанных предложений позволит повысить эффективность карантинного фитосанитарного контроля при снижении административных барьеров в торговле. Кроме того необходимо решение ряда проблем, влияющих на эффективность карантинного фитосанитарного контроля, осуществляемого уполномоченными органами Сторон. К ним относятся:-отсутствие у Комиссии полномочий влиять на процесс законотворчества в области карантина растений в отдельных государствах-членах Таможенного Союза, в результате чего у них сохраняются принципиальные различия в подходах к формированию законодательной базы в этой области; 
-отсутствие научно-проработанной Концепции совершенствования системы обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности на единой таможенной территории Таможенного Союза; 
-неоптимальное организационное построение служб, обеспечивающих карантин растений (наличие множества важных направлений деятельности, кроме карантина растений, недостатки в подготовке, переаттестации кадров и повышении их квалификации и др.); 
-недостатки в научно–методическом обеспечении Служб и в связи этим применение Службами необоснованных карантинных фитосанитарных мер, создающих излишние административные барьеры в торговле; 
-недостаточная обустроенность пунктов карантина растений в пунктах пропуска на внешней границе Таможенного Союза и отсутствие необходимой инфраструктуры для проведения карантинного фитосанитарного контроля в полном объеме, недоработки в области специализации пунктов пропуска; 
-недостаточное финансирование служб и научных подразделений, обеспечивающих их деятельность, а также ряд других организационных моментов.С началом функционирования 1 января 2012 года Единого экономического пространства необходима гармонизация и унификация национальных налоговых систем, включающая: ревизию всех соглашений во избежание двойного налогообложения, особенно с оффшорными юрисдикциями, с тем, чтобы они не могли быть использованы для уменьшения налоговых обязательств предприятий-резидентов государств - членов Таможенного Союза; выравнивание налоговых обязательств хозяйствующих субъектов государств-членов Таможенного союза; предотвращение уклонения от уплаты налогов на доход и капитал; введение эффективных методов контроля за трансфертным ценообразованием в государствах-членах Таможенного союза; повышение эффективности и гармонизацию мер и институтов валютного контроля с целью пресечения нелегального вывоза капитала с уклонением от налогов.Целесообразно принять ряд взаимоувязанных мер по пресечению незаконного вывоза капитала под видом своевременно не полученной экспортной выручки и непогашенных импортных авансов:-наделить налоговые органы полномочиями валютного регулирования и валютного контроля, а не только агентов валютного контроля (для этого необходимо ввести порядок обязательного уведомления таможенными органами и банками налоговых органов во всех осуществляемых физическими и юридическими лицами валютных операциях вывоза капитала); 
-ввести порядок уплаты НДС импортерами, осуществляющими предоплату поставок товаров и услуг нерезидентами, в момент осуществления платежа; 
-прекратить практику включения во внереализационные расходы безнадежных долгов предприятиям со стороны нерезидентов (если импортер или экспортер не обеспечил гарантированного исполнения сделки партнером-нерезидентом либо возмещения ущерба при непогашении импортного аванса нерезидентом, он должен списывать убытки за счет уменьшения капитала, а обязательство по уплате налога на прибыль уменьшаться не должно); 
-ужесточить административную и уголовную ответственности за незаконный вывоз капитала с территории государств-членов Таможенного союза под видом неоплаченной покупателями-нерезидентами продукции, непогашенных импортных авансов, непогашенных заемщиками-нерезидентами кредитов, уплаты завышенных процентов по иностранным кредитам, а также за просрочку зачисления и полное незачисление валютной выручки на банковские счета при внешнеторговой деятельности; 
-провести унификацию перечня документов и сроков возмещения НДС, определения налоговой базы для уплаты НДС; упразднение налоговых преференций (льгот), стимулирующих вывоз капитала.Наряду с повышением эффективности валютного контроля на национальном уровне целесообразно создать наднациональный механизм регулирования вывоза капитала и защиты прав добросовестных инвесторов за рубежом.Создание Единого экономического пространства и, в последующем, Евразийского экономического союза предполагает формирование его общей стратегии развития. Без этого предусмотренная соглашениями по ЕЭП координация макроэкономической и антимонопольной, политики, регулирование финансовых рынков и естественных монополий, госзакупок, предоставления промышленных и сельскохозяйственных субсидий, также как и осуществляемое в настоящее время внешнеторговое регулирование не может осуществляться обоснованно и эффективно. Необходимо разработать и принять решением Высшего органа ТС методику стратегического планирования, предусматривающую порядок подготовки долгосрочного прогноза и среднесрочной концепции экономического развития, а также реализующей ее системы мер регулирования внешней торговли, технического и таможенного регулирования, макроэкономической, промышленной, сельскохозяйственной и антимонопольной политики, межгосударственных целевых программ и ориентиров для институтов развития ЕврАзЭС (ЕАБР, ЦВТ, Антикризисный фонд). Для их реализации необходимо формирование наднациональной финансовой системыТаможенного союза. С учетом опыта реализации аналогичных задач в ЕС целесообразно перейти к формированию бюджета Комиссии, доходная часть которого может образовываться за счет части собираемых импортных пошлин исходя из потребностей финансирования расходной части. В состав последней наряду со сметой Комиссии могли бы включаться расходы на финансирование межгосударственных целевых программ и институтов развития ЕврАзЭС.

2.3. Концептуальные предложения по Этапам и срокам формирования Евразийского экономического союза

Проект Договора о Евразийской экономической комиссии исходит из предпосылки о передаче Комиссии полномочий по инициированию и принятию решений без обязательного согласования с национальными правительствами. Из этого следует целесообразность передачи на наднациональный уровень и ответственности за исполнение этих функций, что предполагает формирование институтов Евразийского экономического союза (ЕЭС) по регулированию следующих ключевых сфер деятельности:-таможенно-тарифного и нетарифного регулирования; 
-таможенного администрирования; 
-технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер; 
 -зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин; 
-установления торговых режимов в отношении с третьими странами; 
-статистики внешней и взаимной торговли; 
-конкурентной политики; 
-промышленных и сельскохозяйственных субсидий; 
-энергетической политики; 
-естественных монополий; 
-государственных и (или) муниципальных закупок; 
-взаимной торговли услугами и инвестиций; 
-транспорта и перевозок; 
-трудовой миграции; 
-финансовых рынков (банковская сфера, страхование, валютный рынок, рынок ценных бумаг).Исходя из изложенного, предлагаются следующие этапы формирования ЕЭС и сроки их реализации.

Первый этап: 2012 г.

Принятые решения по созданию Единого экономического пространства (ЕЭП) предусматривают наделение Комиссии, начиная с 2012 г., 30-ю новыми полномочиями и функциями (в дополнение к 145 в настоящее время) по вопросам проведения согласованной макроэкономической политики, мониторинга доступа к услугам естественных монополий и соблюдения установленных принципов и правил регулирования их деятельности, контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами Сторон единых правил конкуренции, применения общих правил проведения государственных закупок и др. В связи с этим на первом этапе формирования ЕЭС необходимо решить следующие основные задачи.1. К 1 марта 2012 г. разработать и принять План действий по созданию ЕЭС. 
2.Обеспечить начальный этап функционирования ЕЭП, предусматривающий реализацию мероприятий, включенных в утвержденный Решением Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 15 марта 2011 г. План мероприятий по реализации Соглашений, формирующих ЕЭП, и обеспечивающих функционирование ЕЭП начиная с 1 января 2012 г. 
3. Привести национальные законодательства государств-членов ЕЭС в полное соответствие с договорно-правовой базой Таможенного союза (ТС) и ЕЭП. Эту работу целесообразно увязать с проводимой кодификацией договорно-правовой базы интеграции. 
4. Отработать процедуры функционирования вспомогательных органов Комиссии. 
К 1 июля 2012 г. провести анализ функционирования и регламентировать дальнейшую деятельность институтов Комиссии, вырабатывающих проекты наднациональных решений: Комитета по вопросам регулирования внешней торговли, Координационного комитета по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, Координационного совета по информационным технологиям. 
Сформировать новые вспомогательные органы по сферам регулирования, переданным на наднациональный уровень в рамках ЕЭП: антимонопольное регулирование, гармонизация макроэкономической политики, финансовый рынок и валютное регулирование, промышленные и сельскохозяйственные субсидии, охрана и защита прав интеллектуальной собственности и др. 
5. Разработать и принять Единую стратегию торгово-экономической политики ЕЭС и План ее реализации, включающие единую таможенно-тарифную политику, с учетом имеющихся национальных планов и приоритетов модернизации и развития экономики. Разработать и принять методику оценки макроэкономической эффективности для экономик государств-членов ЕЭС последствий изменения ставок пошлин Единого таможенного тарифа ТС, включая повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производства и занятости, а также доходы госбюджета. 
6. Завершить формирование единого законодательства ЕЭС в области обеспечения санитарной, ветеринарной и фитосанитарной безопасности единой таможенной территории, а также общей системы безопасности продукции и контроля (надзора) в сфере технического регулирования. 
7. Унифицировать экспортные пошлины и механизмы их взимания.  Сформировать Единый перечень товаров, поставляемых в третьи страны, в отношении которых законодательством государств-членов ЕЭС предусмотрено применение вывозных таможенных пошлин. С этой целью разработать и принять Соглашение о порядке исчисления, уплаты, зачисления и возврата вывозных таможенных пошлин при вывозе в третьи страны товаров, происходящих с территории государств-членов Таможенного союза. 
8. Завершить унификацию торговых режимов и определить единые условия присоединения государств-членов ТС к ВТО, включая согласование единых уровней связывания ввозных таможенных пошлин. Завершить формирование зоны свободной торговли с рядом заинтересованных государств. 
9. Провести первоочередные работы по созданию и внедрению Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли (ИИСВВТ), обеспечивающей применение современных информационно-коммуникационных технологий в области внешнеторгового регулирования ТС с использованием механизмов «Единого окна». Создать единую базу разрешительных документов о товарах, перемещаемых через таможенную границу ТС. Завершить работу по применению электронной подписи при трансграничном обмене электронными документами.

Второй этап: 2013 г.

На втором этапе закладываются основы формирования институтов ЕЭС и решаются следующие задачи.1. Завершение унификации таможенного законодательства в рамках ЕЭС путем включения в Таможенный кодекс всех отсылочных норм, в том числе отнесенных к ведению национальных таможенных служб. 
2. Гармонизация национальных налоговых систем, систем административной и уголовной ответственности за совершение правонарушений в сферах регулирования, переданных на наднациональный уровень. 
3. Гармонизация национальных законодательств в сфере государственной службы, предусматривающая соответствующий статус чиновников, работающих в структурах ЕЭС. 
4. Внесение в договорно-правовую базу ТС и ЕЭП изменений, предоставляющих право наднациональному органу самостоятельного принятия решений в рамках переданных полномочий. 
5. Создание системы стратегического планирования развития ЕЭС, включающей долгосрочные прогнозы, среднесрочные концепции и стратегии торговой, промышленной, сельскохозяйственной, научно-технической политики, основные направления социально-экономической, денежно-кредитной и налоговой политики, а также межгосударственные программы и планы мероприятий по их реализации. 
6. Разработка и утверждение методологии формирования бюджета ЕЭС за счет части поступлений от взимания импортных таможенных пошлин. Формирование пакета межгосударственных программ развития ЕЭС, принятие первого бюджета ЕЭС на 2014 год, ориентированного на реализацию межгосударственных целевых программ развития. 
7. Создание объединенных антимонопольной и таможенной служб. 
8. Формирование единых системы оценки степени риска в сферах таможенного регулирования, технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер для планирования контроля (надзора) и создания соответствующих единых (наднациональных) органов, осуществляющих правоприменительную деятельность в указанных сферах. 
9. Завершение работ по созданию и внедрению ИИСВВТ, ввод ИИСВВТ в промышленную эксплуатацию. 
10. Формирование единой системы лицензирования внешнеторговых операций ТС. 
11. Открытие представительств Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в столицах государств-членов ЕЭС (кроме Москвы). 
12. Определение перспектив участия в ЕЭС других государств-членов ЕврАзЭС. 
13. Разработка и утверждение Единых направлений таможенно-тарифной политики на среднесрочный период (2014-2017 годы).

Третий этап: 2014 г.

1. Завершение формирования и кодификация договорно-правовой базы ЕЭС. Подписание и введение в действие нового Договора о создании Евразийского экономического союза. 
2. Разработка и утверждение системы стратегического плана развития ЕЭС и программ его реализации на 2015-2025 годы. 
3. Реализация первого бюджета ЕЭС. Разработка и утверждение основных направлений бюджетной политики ЕЭС на трехлетнюю перспективу, а также бюджета ЕЭС на 2015 год. 
4. Формирование общего финансового рынка  ЕЭС, единой платежной системы с участием Межгосбанка СНГ. 
5. Придание ЕЭС международной правосубъектности в торгово-политических вопросах. Передача органам ЕЭС полномочий на ведение международных переговоров по торгово-экономическим вопросам с подписанием международных договоров от имени ЕЭС. 
6. Унификация паспортно-визового режима и принятие норм об отмене паспортного пограничного контроля на межгосударственных границах государств-членов ЕЭС.Хотя последний вопрос не относится к сфере торгово-экономических отношений и затрагивает сферы национальной безопасности и миграционной политики, его решение имеет колоссальное значение для общественной оценки результатов экономической интеграции. Несмотря на фактическое снятие карантинного фитосанитарного, ветеринарного, санитарно-карантинного видов контроля, а также прекращение таможенных операций и всех функций по таможенному контролю в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств, для граждан, пересекающих российско-казахстанскую границу автомобильным и железнодорожным транспортом эти изменения остаются несущественными. Осуществляемый пограничными службами Сторон контроль сопровождается сплошным осмотром личного автотранспорта и автобусов, что приводит к длинным очередям из легковых автотранспортных средств. Не происходит заметных положительных изменений и для граждан, пересекающих российско-казахстанскую границу железнодорожным транспортом. Пограничный контроль пассажирских поездов проводится в прежнем порядке в течение того же периода времени в соответствии с ранее установленным расписанием. Принятие паллиативных мер по упрощению паспортно-визового контроля для граждан государств-членов ТС возможно и улучшит эту ситуацию, но едва ли кардинальным образом. При решении данной проблемы целесообразно руководствоваться опытом Союзного государства России и Беларуси, в рамках которого были найдены соответствующие технологические решения.

  1. Перспективы расширения интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

3.1 Торговый режим Таможенного союза

К настоящему времени юридически и фактически решена задача унификации торговых режимов ТС с другими государствами. С присоединением России к ВТО вступает в силу Соглашение о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы, которое интегрирует принятые Россией обязательства в договорно-правовую базу ТС. Тем самым со всеми государствами-членами ВТО устанавливается режим наибольшего благоприятствования, за исключением некоторых из них, с которыми действуют преференциальные торговые режимы. Подписание Соглашения о зоне свободной торговли в рамках СНГ 18 октября 2011 г. завершило унификацию таких преференциальных торговых режимов с Арменией, Молдовой, Украиной, Киргизией и Таджикистаном. В отношении Азербайджана, согласован режим свободной торговли без изъятий по импорту с 1 января 2012 года. Узбекистану предложен режим свободной торговли с изъятием спирта и водки. Завершается оформление режима свободной торговли с Сербией и Черногорией с единым перечнем изъятий.Вместе с тем ТС и ЕЭП остаются открытыми для присоединения других государств, прежде всего, членов ЕврАзЭС. Последние (Киргизия и Таджикистан) имеют для этого необходимые правовые основания, зафиксированные в основополагающих договорах ЕврАзЭС и ТС. Нынешнее руководство Киргизии официально обратилось в Высший орган ТС с заявлением о присоединении. Объективно в участии в ТС и ЕЭП жизненно заинтересована Украина, экономика которой связана с ними тысячами кооперационных связей и наиболее важными  рынками. Приводимые ниже результаты исследований доказывают экономическую целесообразность присоединения указанных государств к ТС и ЕЭП.

3.2. Прогнозируемые результаты участия Кыргызской республики в Таможенном союзе.

Интеграционные процессы со странами ЕврАзЭС являются для Кыргызстана приоритетными. В общем объеме внешней торговли республики страны Таможенного союза занимают 44,9%. Наибольший вес в товарообороте КР занимает Россия. Вступление в Таможенный союз укрепит внешние границы республики и улучшит условия жизни и труда около полумиллиона граждан, работающих в России и Казахстане.В результате проведенного сопоставления таможенного тарифа Кыргызской Республики (далее - ТТ КР) и ЕТТ ТС, из 10881 ставок ТТ КР 3655 (34%) совпадает со ставками ЕТТ ТС, 2284 (21%) ставок КР может приравнять к ставкам ЕТТ ТС не нарушая обязательств перед ВТО, 4696 (43%) ставок не совпадают с ЕТТ ТС, 241 (2%) несравнимы из-за различных видов ставок.Средняя ставка ЕТТ ТС составляет около 10,7 %, средняя ставка ТТ КР составляет около 5%, средняя возможная ставка ТТ КР с учетом обязательств перед ВТО составляет 7,7 %, таким образом при принятии в полном объеме ЕТТ ТС без изъятий, среднее увеличение ставки для КР сверх обязательств перед ВТО составит около 3 %.Импорт КР из стран дальнего зарубежья, по данным КР, в 2009 г. составил 1322,8 млн.долл. США, импорт, по данным Комтрэйд ООН, 5884,7 млн.долл. Исходя из среднего увеличения ставок ввозных таможенных пошлин сверх принятых обязательств перед ВТО на 3 %, возможные претензии членов ВТО могут основываться на ухудшении условий торговли (1322,8*3%=39,7; 5884,7 *3%=176,5) на сумму от 40 до 180 млн.долл. США в расчете на год.В первую очередь, изменение тарифных ставок повлияет на условия торговли с КНР, импорт из которой в 2009 году составил по данным КР 623,6 млн.долл. США, что составляет 47% импорта КР из стран дальнего зарубежья, а по данным Комтрэйд ООН - 5277,5 млн.долл.США, что составляет 89 % всего импорта КР из стран дальнего зарубежья. Следует отметить, что основной поток товаров из КНР, следующий через КР, направляется в страны СНГ, в т.ч. на территорию ТС.Столь существенная разница между данными, помимо недостатков таможенного администрирования, обусловлена также разными подходами к статистическому учету, в частности в КР для товаров из КНР применяется упрощенный порядок таможенного оформления по таможенным приходным ордерам (ТПО) и обложение товаров по весу (до 2011 г. 0,15 долл. США, с 2011 г 0,20 долл.США за 1 кг при ввозе товара наземным транспортом), стоимость товара указывается справочно импортером.Доходы консолидированного госбюджета КР в 2010 г. составили 1335,8 млн.долл.США, из них налоговые доходы связанные с импортом товаров 341,8 млн.долл.США (25,6 %). Увеличение средних тарифных ставок, а также таможенное администрирование в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, может позволить увеличить доходы госбюджета КР от взимания ввозных таможенных пошлин и НДС с ввозимых товаров примерно в 1,5 раза и более, в зависимости от доли КР в распределении ввозных таможенных пошлин и объемов импорта из КНР в новых условиях.Необходимо отметить, что после присоединения КР к ТС возможно существенное сокращение импорта в КР из-за отмены упрощенного порядка декларирования по ТПО и повышения ставок ввозных таможенных пошлин. Неприсоединение КР к ТС может также повлечь значительное снижение объемов импорта товаров, которые в настоящее время реэкспортируются в Республику Казахстан и Россию, в связи усилением таможенного контроля на внешнем контуре границы ТС и применения к ним ставок ЕТТ ТС.Вместе с этим, присоединение к ТС также будет иметь долгосрочные экономические последствия для экономики КР. Их основой будет являться то, что КР станет составной частью крупного регионального экономического объединения – Таможенного союза и ЕЭП. Данное обстоятельство повысит инвестиционную привлекательность КР, так как для её товаров будет стабильный рынок, состоящий из государств-членов ТС и к ним не будут применяться какие-либо ограничения.Присоединение КР к ТС положительно скажется на производстве и экспорте сельхозпродукции, текстильных изделий, стройматериалов, так как они станут более конкурентоспособными по сравнению с аналогичными товарами из КНР, в связи со взиманием с последних ввозных таможенных пошлин по ставкам ЕТТ ТС, и будут обладать устойчивым рынком сбыта. Также это создаст предпосылки, снизит риски и повысит предсказуемость для долгосрочных инвестиций в экономику КР, в частности в электроэнергетику и транспорт, так как экономические отношения в этих областях будут в значительной мере урегулированы на уровне ЕЭП. В целом можно ожидать роста ВВП и увеличения экспортного потенциала КР на 20-25 %.Юридически для вступления в Таможенный союз и Единое экономическое пространство Кыргызстану необходимо присоединиться ко всем международным договорам в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. Порядок вступления в силу международных договоров отражен в соответствующем Протоколе о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним.При этом все технические работы по вступлению Киргизии в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана могут быть выполнены в течение 2012 года.

3.3. Оценка экономического эффекта участия Украины в ТС

Согласно результатам имеющихся макроэкономических исследований, участие Украины в Таможенном союзе и ЕЭП даст полуторократное увеличение макроэкономического эффекта его создания и качественное расширение возможностей развития высокотехнологических отраслей промышленности, создававшихся в рамках единого народнохозяйственного комплекса РСФСР и УССР. Для Украины это участие даст около трети прироста ВВП в 10-летней перспективе, обеспечит выживание и развитие критически зависимых от российского рынка машиностроительного, агропромышленного и химико-металлургического комплексов, составляющих основу украинской экономики.Экономика Украины остается в кризисном состоянии, чреватым социальным взрывом. Нынешнее состояние платежного баланса и государственного бюджета обрекают украинское население на дальнейшее падение уровня жизни, а правительство – на наращивание государственного долга. При этом внутренние возможности экономического роста крайне ограничены, а имеющийся инвестиционный потенциал явно недостаточен для модернизации и повышения конкурентоспособности экономики. Это вынуждает украинское руководство активно искать внешние источники для поддержания и развития экономики. В отличие от ЕС, Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана может их предоставить немедленно, открыв доступ на свои рынки, а также предоставив необходимые для балансировки бюджета займы. Присоединение Украины к Таможенному союзу обеспечит ей улучшение условий торговли на 7-8 млрд.долл.в год, а также создаст возможности запуска крупномасштабных совместных проектов в авиационной, ракетно-космической, атомной промышленности, химико-металлургическом и агропромышленном комплексах, что даст мощный импульс для экономического роста. Доступ к российским энергетическому и сырьевому рынкам позволит привести ценовые пропорции к нормальному для украинской экономики уровню. И наоборот, сохранение экспортных пошлин и контрактных цен на газ на нынешнем уровне, а также существующих торговых барьеров обрекает основные отрасли украинской экономики на банкротство, значительную часть населения – на безработицу и нищету, а политическое руководство - на неизбежную утрату власти.Перед принятием политических решений о создании ТС ведущими научными институтами России, Украины, Белоруссии и Казахстана были проведены расчеты макроэкономического эффекта формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, проведенные по совмещенной модели межотраслевых балансов государств-участников. Они показали, что интеграционный эффект позволяет преодолеть тенденцию к снижению темпов экономического роста.Абсолютный размер интеграционного эффекта в 5-летней и 10-летней перспективе рассчитан для каждой страны в национальной валюте. На основе анализа результатов расчета были получены следующие оценки абсолютных размеров интеграционного эффекта.Спрогнозированные в 5-летней и 10-летней перспективе абсолютные величины интеграционного эффекта (в нац. валюте).

 

 

в млрд. единиц

национальной валюты

 % к ВВП- 2005

 

   5 лет

   10 лет

5 лет

10 лет

Россия, млрд. руб.


     380

   1650

  3,9

 16,8

Беларусь, млрд. бел. руб.

     410

   2100

  3,1

 16,1

Казахстан, млрд. тенге

     247

     626

  5,8

 14,7

Украина, млрд. гривен

         7

       42

   2,8

 17,1


Согласно расчетам, к 2015 году наибольший эффект от активизации интеграционного процесса получают Россия и Украина – 16,8%-17,1% современного уровня ВВП. Для всех стран ЕЭП эффект взаимной экономической интеграции весьма значителен.Интеграционный эффект может быть исчислен также в долларах США, что позволяет сравнить его абсолютные размеры между странами, а также получить суммарную оценку эффекта экономической интеграции стран ЕЭП.Данные о величине интеграционного эффекта, исчисленные в долларах, приводятся в следующей таблице.Спрогнозированные в 5-летней и 10-летней перспективе абсолютные величины интеграционного эффекта для стран ЕЭП, 
млрд. долл.

 

в млрд. долларов

 

   5 лет

   10 лет

Россия

   70,3

  305,3

Беларусь

     2,8

    14,3

Казахстан

    8,2

   20,7

Украина

    9,8

   58,8

Итого по странам ЕЭП

  91,0

  399,0


Прогнозировавшаяся еще до глобального финансового кризиса высокая эффективность создания ТС и ЕЭП была подтверждена на практике первыми тремя годами функционирования Единой таможенной территории трех из четырех перечисленных государств. Охарактеризованный выше рост взаимной торговли даже превзошел ожидания ученых. Во многом успешное завершение создания ТС в установленные сроки способствовало смягчению последствий кризисного сокращения международной торговли в период глобального кризиса и существенно улучшило условия посткризисного восстановления экономики.Украина, оставшаяся в стороне от интеграционных процессов, оказалась наиболее пострадавшей европейской страной, одним из мировых лидеров по глубине падения объемов ВВП и промышленного производства. До сих пор, в отличие от государств-членов ТС, она так и не вышла на достигнутый в советское время уровень этих показателей. И наоборот, имеющая более уязвимую структуру экономики Белоруссия, активно и полномасштабно участвуя во всех интеграционных процессах, к настоящему времени превзошла этот уровень почти вдвое (табл.)

Темпы роста валового внутреннего продукта

(в постоянных ценах, 1990=100)

 

                           1990   2010

 

Белоруссия        100     180,7

Казахстан          100     152,5

Россия                100     105,3

Украина             100       65,4


Как следует из приведенных выше расчетов,[2] активизация интеграционного процесса по созданию ЕЭП России, Белоруссии, Казахстана и Украины имеет высокую экономическую эффективность, как для всех интегрируемых стран в целом, так и для каждой из этих стран в отдельности. Суммарный интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего продукта, к 2015 г.составляет примерно 400 млрд.долл. Если с 2005 по 2015 г.г.при сохранении существующего уровня интеграционного взаимодействия суммарный ВВП четырех стран возрастет на 65%, то при ускорении интеграционного процесса его объем увеличится более чем в 1,8 раза. При этом каждая из стран будет иметь значительный интеграционный эффект. Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительно 16,8 от современного уровня ВВП, Украина - 17%, Беларусь - 16%, Казахстан - 14,7%.Последние исследования экономической эффективности интеграционных процессов на постсоветском пространстве, сделанные на основе посткризисных статистических данных подтверждают указанные выводы. Из этого следует объективная целесообразность углубления и расширения ядра единого евразийского экономического пространства, создаваемого на базе Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России.

 

[1] Планом мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), утвержденным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. №17;

Решением Высшего органа Таможенного союза от 21 мая 2010 г. № 37 (о наделении Комиссии Таможенного союза (далее – Комиссия) полномочиями в области специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении товаров, происходящих из иностранных государств);

Решениями Высшего органа Таможенного союза от 21 мая 2010 г. №№38-39 (в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер);

Решением Высшего органа Таможенного союза от 5 июля 2010 г. № 52 (по вопросам экспортного контроля);

Решением Высшего органа Таможенного союза от 15 марта 2011 г. №76 (о переносе согласованных видов государственного контроля на внешнюю границу Таможенного союза).

 

[2] С.Глазьев, Ф.Клоцвог. Перспективы экономического развития СНГ при интеграционном и инерционном сценариях взаимодействия стран-участниц// Российский экономический журнал. - 2008. - № 7/8. - С. 24-34


Заметили ошибку в тексте? Сообщите об этом нам.
Выделите предложение целиком и нажмите CTRL+ENTER.


Оцените статью