О дисфункциях государственной системы управления

Исходя из имеющейся ресурсной базы, наша экономика может производить сегодня в 1,5 раза больше

Явная неспособность правительства добиться исполнения указов президента в области экономического развития вызывает принципиальный вопрос о соответствии системы госуправления требованиям регулирования воспроизводства современной экономики. Ведь объективно, исходя из имеющейся ресурсной базы, наша экономика может производить сегодня в 1,5 раза больше. У нас нет ограничений роста ни по одному из факторов производства: загрузка производственных мощностей не превышает 60%, скрытая безработица оценивается не ниже 20%, возможности углубления переработки сырья неограниченны — так же, как и активизации научно-технического потенциала страны.

Следовательно, все проблемы, препятствующие экономическому развитию, сосредоточены в системе госуправления. Возможно, различные составляющие этой системы не согласованы друг с другом и влияют на развитие экономики как лебедь, рак и щука на движение телеги в знаменитой басне Крылова. Или в ней действуют встроенные тормоза, препятствующие экономическому развитию. А, может быть, она поражена вирусом, разрушающим способность государственного организма к целенаправленным действиям. Рассмотрим по существу все эти составляющие дисфункции системы госуправления развитием экономики.

Координация деятельности органов государственной власти в области развития экономики должна задаваться федеральным законом «О стратегическом планировании». Примечательно нежелание Правительства исполнять этот закон, введение в действие которого было отложено на три года сразу же после принятия. Но и по истечении этого срока запуск предусмотренных им процедур планирования экономического развития страны оказался непосильной для Правительства задачей. В отсутствие процедур планирования целей, задач и программ экономического развития, а также механизмов их реализации каждое ведомство занято исполнением рутинных процедур, предписанных ему законодательно установленными нормативами. Отсутствие ответственности за результаты порождает имитацию деятельности, оценка которой приобретает субъективный характер.

Как известно, главным фактором современного экономического роста является научно-технический прогресс (НТП). Призывов к переходу на инновационный путь развития с самых высоких трибун было более, чем достаточно. Однако уровень инновационной активности — так же, как и доля нашей страны в мировой торговле высокотехнологической продукцией — остаются на крайне низком уровне. В системе государственного управления нет обратных связей, ориентирующих экономику на освоение новых технологий. Заявленное несколько лет назад «принуждение к инновациям» не сработало. Хуже того, несмотря на создание многочисленных институтов развития и наделение их немалыми ресурсами и льготами, заметного приращения инновационной активности не наблюдается. Россия остается, по-видимому, единственной страной в мире, где длительное время наблюдается сокращение количества учёных и инженеров, научных институтов, изобретений и новой техники. Расходы на НИОКР остаются в несколько раз ниже советского уровня четвертьвековой давности.

Главная претензия в низкой инновационной активности адресуется государством частному сектору. Вопреки ожиданиям реформаторов, приватизация большей части экономики не породила подъёма деловой и инновационной активности, а по объёму инвестиций мы едва дотягиваем до половины советского уровня. Причина заключается, с одной стороны, в грубейшем пренебрежении значением производственно-технологической кооперации в ходе приватизационной кампании, следствием чего стало фактическое уничтожение отраслевой науки, где были сосредоточены прикладные НИОКР. А, с другой стороны, — в проводимой по лекалам МВФ денежно-кредитной политике, последовательно угнетающей инвестиционную активность.

Если последствия дезинтеграции научно-технологического комплекса страны в результате его приватизации преодолевать придётся ещё много лет, то привести в соответствие с требованиями НТП денежно-кредитную политику большого труда не составляет. Но здесь мы сталкиваемся со встроенными в неё стабилизаторами, тормозящими экономическое развитие. Их действие уже привело к отмиранию второй, кредитной составляющей этой политики. Фактически остановлен трансмиссионный механизм банковской системы, обеспечивающий трансформацию сбережений в инвестиции. Доля инвестиционных кредитов в активах банковской системы упала ниже 5%, а доля займов в финансировании инвестиционной активности предприятий не превышает 10%. Банк России лишил российскую экономику долгосрочного кредита — механизма авансирования современного экономического роста. А процент за кредит — по определению, Шумпетера, налог на инновации — делает невозможным его использование для финансирования развития экономики.

В отличие от других стран, уже более десятилетия проводящих политику количественного смягчения и дешёвого кредита с целью стимулирования инвестиционной активности и преодоления структурного кризиса экономики, Банк России последовательно сокращает денежное предложение и держит процентные ставки намного выше уровня рентабельности обрабатывающей промышленности. Он проводит беспрецедентную в мировой экономической истории политику отсасывания денег из экономики, для кредитования развития которой более двух столетий назад, собственно говоря, и был создан институт центробанков, реализующих государственную монополию на эмиссию национальных валют. Начиная с 2014 года Банк России вывел из экономики около 10 трлн. руб. кредита и стал нетто-заёмщиком денег, высосав из экономики 4 трлн. руб. посредством своих облигаций и депозитных аукционов. Тем самым он многократно усугубил действие американских санкций, повлёкших отток около 200 млрд. долл. иностранных кредитов и инвестиций. И это на фоне более чем трёхкратного увеличения количества долларов и других мировых валют, эмитируемых центробанками ведущих стран мира в целях недопущения депрессии, типичной для периода смены технологических укладов!

Торможение развития экономики Банком России усугубляется утратой смысла деятельности государственными коммерческими банками. Следуя политике ЦБ, они повысили процентные ставки по выдаваемым кредитам сверх уровня рентабельности предприятий реального сектора экономики. Вместо того, чтобы содействовать его развитию посредством кредитования инвестиций, они высасывают оборотный капитал из своих заёмщиков посредством беспрецедентно высокой для госбанков всего мира банковской маржи. Получила широкое распространение губительная для здорового бизнеса практика залогового рейдерства, когда руководство банков сознательно ухудшает условия кредита с целью доведения предприятия до банкротства и присвоения его активов.

Утратив интерес к кредитованию производственной сферы, многие пользующиеся поддержкой государства банкиры стали организаторами криминального бизнеса по присвоению имущества заёмщиков, втягивая в преступную деятельность коррумпированных сотрудников следственных органов, прокуратуры, судов.

Такая дисфункция органов, призванных защищать права собственности, делает частное предпринимательство бессмысленным и опасным делом. Институт банкротства монополизирован профессиональными преступными сообществами, поглощающими ежегодно тысячи предприятий с лишением их собственников не только имущества, но и свободы. Сегодня эта криминальная машина переваривает активы на сумму около 5 трлн. руб. Вместо финансового оздоровления ежегодно 15 тысяч попавших в состояние неплатежеспособности предприятий распродается на келейных «торгах» и прекращают своё существование.

Дисфункция банковской и правоохранительной систем лишает экономику главных механизмов развития: кредита и добросовестной конкуренции. Выжить в этой токсичной среде, где госбанки  кредитованию инвестиций предпочитают присвоение залогов, а правоохранители защите прав собственности — её захват, могут только крупные госкорпорации и мафиозные структуры, обладающие доступом к рычагам власти. Последние  подавляют здоровую предпринимательскую среду, которая вырождается до уровня самозанятого микробизнеса, активы которого не интересуют рейдеров.

Госкорпорации, не обременённые плановыми заданиями, в условиях рыночной экономики быстро коррумпируются и теряют эффективность. Исключение составляют госпредприятия оборонной промышленности, работающие в условиях глобальной конкуренции и под фактическим контролем главы государства. Но ручное управление, сколь бы напряжённым оно ни было, не может компенсировать дисфункций всей системы госуправления. Избавиться от них можно только введением сквозной системы ответственности всех институтов и должностных лиц, облечённых властными и регулирующими полномочиями.

Прежде всего, должен, наконец, заработать закон «О стратегическом планировании», подкрепленный нормами об ответственности всех органов исполнительной власти за достижение установленных показателей социально-экономического развития. Целесообразно также принять специальный закон «Об ответственности исполнительной власти за уровень и качество жизни народа», в котором устанавливается ежегодная процедура отчетности Правительства за результаты своей деятельности, предусматривающая постановку вотума недоверия в случае ухудшения объективных показателей народного благосостояния.

Крайне важно восстановить функциональность государственной банковской системы, руководители которой ворочают втрое большим объёмом денег, чем правительство и при этом вообще ни за что не отвечают. Убытки, которые они наносят своим банкам залоговым рейдерством, исправно покрываются за счёт докапитализации или депозитов ЦБ. Последний необходимо вернуть как к исполнению своих конституционных обязанностей, так и главной функции денежных властей – созданию условий для максимизации инвестиционной активности. Соответственно, и государственные банки из орудия обогащения их руководителей должны стать инструментами государственной инвестиционной политики. Руководители государственной банковской системы должны отвечать за объёмы кредитования реального сектора экономики при условии возвратности предоставляемых займов под разумный процент, соответствующий рентабельности обрабатывающей промышленности. Для этого должны заработать целевые кредитные линии, рефинансируемые ЦБ в  соответствии с установленными законом о стратегическом планировании приоритетами.

Все функции и органы государственной власти должны работать на развитие экономики. Это касается и фискальных органов, которые от постоянного увеличения налогового бремени по принципу «от достигнутого уровня» должны перейти к чёткому и прозрачному исполнению норм налогообложения. Последние тоже должны быть изменены в целях стимулирования инвестиционной и инновационной активности. Расходы на эти цели выведены из налогооблагаемой базы доходов, а структура последних приведена в соответствие с источниками национального дохода: увеличено налогообложение природной ренты в форме экспортных пошлин на вывоз сырьевых товаров и уменьшены налоги на труд, отменен НДС.

Важнейшее значение имеет восстановление функциональности правоохранительной и судебной систем. Простых решений здесь, как показывают результаты всех попыток их реформирования, не существует. Возможно, следует распространить юрисдикцию суда присяжных на экономические преступления. Может быть, восстановить советскую практику выборности судей населением. Но уж точно необходимы серьёзные изменения в уголовном законодательстве, которые бы исключили возможности фабрикации дел по обвинениям в мошенничестве в случаях залогового обеспечения невозвращённых займов. Нужно изменить законодательство о банкротстве, вернув государство в эту сферу в качестве главного контролёра и участника соответствующих процедур.

В рамках настоящей статьи нет возможности описывать все меры по восстановлению функциональности системы госуправления развитием экономики. В частности, не затронутыми остались вопросы научно-технической политики, где накопилось множество нерешённых проблем: от хронического недофинансирования НИОКР до формирования реальных институтов стимулирования инновационной активности. Но общий принцип понятен: системное тотальное и сквозное внедрение механизмов ответственности за реальные результаты деятельности; широкое использование нормативного подхода при распределении государственных средств и полномочий; введение плановых показателей управления государственным сектором экономики и деятельности органов власти по развитию экономики, с периодической объективной оценкой их достижения.


Источник: zavtra.ru

Поделиться в сетях

Комментарии 24

comments user
Дмитрий Николаевич Лаппо

 В отсутствие процедур планирования целей, задач и программ 

Вот именно — в отсутствии целей и  задач…
К какому «развитию» экономики можно призывать при наличии отсутствия ?
Инновации необходимы ?  Куда !!!? 
Опять догнать и  перегнать ?

    comments user
    О Б

    Глазьев банально сидит у кормушки, как Жириновский… Все его советы не содержат ни плана ни механизма… Иди туда не знаю куда, все спекулянты, а я — акадэмик  Д’Артаньян… 

comments user
Юрий М.

          Если просто,- то для того, чтобы люди что-то вообще делали, то эти  люди должны быть  в этом заинтересованы . Для разрешения существующего противоречия между интересами  просто людей и  людей во власти необходимо, как и указано в статье,  создание обратной связиту связь можно создать,увязав доходы людей во власти с доходами остальных  людей. В 2009 году написал статью. в которой  предложил механизм, который может обеспечить такую связь. Если очень коротко, то необходимо выполнение двух пунктов
1. Заработная  плата  депутатов и государственных служащих должна быть привязана с повышающим коэффициентом к средней зарплате по стране. Величина коэффициентов принята согласно успешному  опыту работы МНТК им. Федорова при самом Федорове. Они,  в свою очередь, приняли ее на изучении  опыта рабочих кооперативов Мондрагоны. При  этом размер этих коэффициентов должен быть не настолько большим, чтобы сильно оторвать уровень жизни людей во власти от уровня жизни остальных людей и, по понятным причинам, забыть о них.       В тоже         время      он должен быть достаточно велик чтобы   люди , обладающими соответствующими  данными. хотели там работать. Есть  работы экономистов, рекомендовавших при Ельцине применение   данной модели для части органов власти. По понятным причинам эти предложения реализованы не были.
2.Они должны жить только на эту заработную плату с подачей деклараций о доходах и расходах их и членов их семей с полной  конфискацией незаконно  полученного. 
    Способ реализации: 
Согласно проводимым исследованиям, при росте   убежденности в каком-то положении до 10% от членов общества далее происходит их  лавинообразное распространение с принятием их всем обществом. Самый простой способ, — это распространить их в интернете . Следующий,- отпечатать эти два всем понятных пункта и разместить в разрешенных законом местах или  просто вбросить в почтовые ящики при визите к друзьям. Когда мысль материализуется в бумаге, она уже приобретает другое значение. Даже смятая , затоптанная и лежащая на полу,- она уже говорит о себе, как о реальности. После  достижения  10%  это понимание трансформируется в общественное движение. референдум или просто будет подобрано какой-то политической партией. Возвращаясь к началу,- так как только мы в этом заинтересованы, то нам этим и заниматься.

comments user
Akela Старый

Диагноз поставлен,  уже в который раз, тем-же,  да и другими  авторами.
Призывы к хорошему ни к чему не приводят.
Я директор, и меня не слышат подчинённые, что делать:
1. Удавиться (ну уйти)
2. Удавить подчинённых (ну уволить)
3. Уйти на яхте в океан (в горы, в пустыню и пр.), и будь что будет.
Я директор, и меня не слышит финансовый директор — гл. бухг.:
1 и 3 пункты не меняются
2. Удавить «фина» мешают акционеры или типа них:
 а). Я не настоящий директор
 б). Попытаться договориться с акционерами, довести своё видение
 в). Попробовать купить «фина».
 г). Грохнуть «фина» и его (её ) окружение, поставить своего «фина».
 Я  Директор, и пусть попробуют не услышать. 
Такой вот алгоритм. А писать эти статьи уважаемый автор может под копирку, меняя даты и ФИО.

comments user
Jacques Sekavar

«все проблемы, препятствующие экономическому развитию, сосредоточены в системе госуправления»

В этом никто и не сомневается, кроме пожалуй Президента, о чём можно судить по его ответу на последней пресс-конференции что в целом он удовлетворён работой правительства. Это означает что никаких перемен ждать не приходится. То же подтвердил и пресс-секретарь Президента, отвечая на письмо председателя Верховного суда, сказав что работ по изменению конституции не планируется.
О загнивании существующей системы можно судить по обращению граждан к Президенту и его вмешательству в решение их бытовых проблем, волевым решениям правительства по регулированию цен и тарифов, барству наместников в регионах — десятилетиями нелегально вырубают строевой лес и вывозят за границу, а наместник ради забавы убивает спящего в берлоге медведя. Административные взыскания руководителям министерств, ведомств и регионов — как мёртвому припарки.

comments user
RedVodim

В полтора раза чего? Зачем? В магазинах всё есть.

comments user
Ян Павловский

загрузка производственных мощностей не превышает 60%

Такой обобщенный показаитель ни очем не говорит. Во0-первых, мне кажется он заниженным. Во-вторых, загрузка экспортно ориентированных отраслей выше, чем работающих на внутренний рынок. В третьих, не ясно, чем обусловлена недогрузка мощностей — или износом ОФ, или слабостью рынка.  Академик умалчивает, каков уровень выпускаемой продукции высокого передеола в сравнении с развитыми странами. Россия здесь сильно отстает. И не НТП должен быть двигатнлем прогресса, прошли те времена. Только переход на новый технологгический уклад позволит экономике совершить рывок. Но пи существующей системе управления это остается благим намерением. Промышленность не только не переходит на иновационные рельсы, она гибнет. Вот сегодня получили трудовые книжки работники старейшего завода  хрустального стекла, просуществовавшего 250 лет  (Гусь-Хрустальный). Реформа убила Академию наук, существовавшую 300 лет и внесшая весомый вклад в копилку мирового знания.  
Политика олигархии ведет к подавлению конкуренции, в том числе и в банковском секторе (зачищено более полутора сотен банков). «Своим» государство помогает немалой капитализацией, кредитами ЦБ, конкурентов олигархам — давит. То же и с госкорпорациями. Это форма монополизации  экономики, подавления конкуренции.  Их эффективность столь низкая, что без подпитки они не могут существовать. «Роснефть», «Газпром», «Сбербанк» и ВТБ получили из бюджета 350 млрд руб. Это составляет 0,4% ВВП России. «В среднем за последние пять лет размер субсидии («Роснефти», «Газпрому», «Сбербанку» и ВТБ ) составлял около 300 млн руб.»— “Ъ”

В рамках настоящей статьи нет возможности описывать все меры по восстановлению функциональности системы госуправления развитием экономики. В частности, не затронутыми остались вопросы научно-технической политики,

Это можно выразить одной короткой фразой: 
Без этого все остальное — пустая говорильня. Как и поиск , которая все упорядочит (это в девиз гайдаровского форум).

comments user
Питер Фальк

Это не по части нанотехнологий.

comments user
nihilist

Любые изменения в экономической модели РФ неизбежно должны начинаться с запрета вывода средств за рубеж в пользу любых компаний-нерезидентов или физических лиц. Можно возразить, что это означает фактический запрет на частные инвестиции за рубеж. В принципе, да. Но тут есть встречный вопрос, а сколько доходов от таких инвестиций возвращается обратно в РФ? Ответ — примерно нисколько. Следовательно, на благосостояние населения РФ, за исключением самих инвесторов, такой запрет влияния не окажет.
В противном случае, любые дешевые государственные кредиты будут превращены в валюту, а потом возвращены по существенно более удобному курсу без какой-либо пользы для экономики. Такой бизнес уже успешно процветал в 90-е, и снова расцветет, если создать для него условия.
Экономика начнет расти, если в ней будет накапливаться добавленная стоимость. Пока добавленная стоимость выводится почти целиком, обсуждать кредитную политику не имеет смысла, и тем более утверждать, что ее изменение в пользу либерализации приведет к экономическому чуду.

    comments user
    Питер Фальк

    Имеется возможность подкрашивать деньги, говорят.

      comments user
      Димаан

      А кто будет их подкрашивать? Раскрашевать Чубайс ещё пока не умеет, поэтому на вопрос Скабеевой замялся.

    comments user
    skazochnik

    А если в качестве первого шага ввести налог на вывоз капитала? На любой вывоз.. И элекронный, и чемоданное.

comments user
Boris Nikolaev

  Не кадры сегодня делают политику.
Сергей Юрьевич Глазьев несомненно, умный экономист. Но даже если он станет министром или депутатом Думы (хотя, легче стать космонавтом), мало что изменится. Политическая «братва» съест его в два приема. Через полгода или год ему занесут в кабинет чемоданчик с колбасой, из которого при понятых посыплется порошок белого цвета…  Или — ДТП (не дай Бог, конечно!)…

Нужно менять «стрелки» в экономике, а этого Гарант никому не позволит и сам делать не будет.
Гарантия — никто из жителей страны, чья «доля на жизнь»  более 150 тр/мес. менять ничего не будет. 
А получающих МРОТ все еще меньше 63% от общего числа населения. 
Но почитать Сергея Юрьевича перед сном — приятно…..

    comments user
    Питер Фальк

    Глазьев — академик и советник Президента по региональной экономической ПОЛИТИКЕ.

    Был он и министром, и депутатом Думы неоднократно.

    Так что «набольший» в курсе.

    comments user
    О Б

    3.14здабол он. Умного ничего не сказал. Наподобие Жирика его держат, продолжая качать ресурсы России руками нищего населения.

comments user
Роман Ом

Единственное, что хочется добавить к написанному, это фразу Сталина: «Кадры решают все».
И как мы видим, технократы придумали конкурс «…идеры …оссии». По сути это фильтры по просеву людей и отбору исполнителей с быстрой реакций и зачатками латерального мышления, а еще и с очень гибкой совестью. Возникает вопрос, с какими кадрами в госуправлении мы хотим что-то строить? Даже самая благородная и правильная программа развития страны будет изменена до неузнаваемости с такими кадрами.

    comments user
    Питер Фальк

    Какие же критерий отбора предлагаете?

    И как они будут работат в условиях нашей конституции и законодательной власти?

    И какая общность будет эти критерии «хранить и продвигать?

    Ведь сами собой никакие идеи не работают, пока некоторой массой не овладеют.

    Фильтры не от сырости появляются — их кто-то устанавливает и охраняет.

comments user
Павел Щербаков

   Хорошая статья, со всем согласен. Хочется воплотить это в жизнь? Но как? Ответственность чиновников вряд ли будет введена, тк увеличит возможность критики власти, а власти не нужна критика. 
   Хорошо, допустим мы знаем , что и как должна делать хорошая власть. теперь надо понять, что нужно сделать, чтобы власть стала хорошей? И что делать нам? Давайте эту тему разовьем?

comments user
Aleksandr

системное тотальное и сквозное внедрение механизмов ответственности за реальные результаты деятельности;

Ответственность непонятное  слово для наших топ-чиновников.  Сначала написал так и подумал вроде бы всё правильно. Но потом понял- я не прав. Ответственность от слова отвечать. Это для народа (для меня) они безответственны, как нам кажется.  А перед определёнными правильными пацанами они «за базар» отвечают.
П.С. А вот и подтверждение об ответственности перед правильными пацанами. Информация с соседней ветки: «Силуанов: зарубежные эксперты нами довольны». Подробнее на https://aurora.network/articles/163-zajavlenija/64663-siluanov-zarubezhnye-jeksperty-nami-dovol-ny

comments user
vladimir

если написать: всех этих паразитов повесить, то будет и понятнее, и быстрее, а если еще и исполнить так действительно можно будет и писать подобные статьи, но сначала повесить поскольку наоборот не получится, от слова вообще …

comments user
Александр Фоменко

Каждая система управления и государственное управление не исключение обязательно имеет цели управления и критерии достижения этих целей.

Все, что перечисляет автор статьи, причем не первый раз НЕ входит в цели управления нашего государства.

Цели абсолютно другие, а именно:

сохранение результатов приватизации

получение прибыли на это наворованное имущество

    comments user
    Андрей Б.

    Не только сохранение, но и продолжение приватизации.

    comments user
    Didim

    Это промежуточная цель, которую пользуясь ситуацией достигают и пользуются «промежуточные люди». 
    Цель же долгоиграющая — прекращение проекта РФ и переход активов под контроль выгодополучателей более высокого ранга.
    В самостоятельность же этих «промежуточных людей» исходя из результатов так же не верится.

    Воровать же будут до тех пор и в такой степени, пока количество уварованного не будет критично по отношению к количеству бенефитов, получаемых конечными реципиентами.
    Мнение населения ) в этой связи является фоном. Комары мешают собирать чернику, но пока совсем не искусали собирать будут.

comments user
Didim

Ну, видимо, главу государства устраивает подобное положение дел в противном случае он уволил бы к «ядреней фене» тех, кто не выполняет его поручения, не устраивает как работник и тому подобное.
В этой связи рассматривать то, что «там» происходит как «террариум друзей» — не правильная позиция. Если акционеров ( а это все население страны) не устраивает «единоличный исполнительный орган», а так же результаты его отчетности и работы — выбирают другого. Мы же видим, что выбран именно тот, кто выбран. Опустим как это происходило честно или нет. 
Отсюда бессмысленно просто возмущаться тем, что там происходит что-то не то и как-то не так. Происходит именно так как завещал великий Ельцин, дело его живет, приемники его процветают.

Обсуждение закрыто.