ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ
-
21.07.2023 17:30 6353
Дольщик деньги приносит, а на стройку это не влияет (Глазьев)
-
10.09.2022 18:00 18260
Проблемы экономической интеграции России с ЕАЭС (Сергей Глазьев)
-
01.06.2022 09:00 18968
Сергей Глазьев: ГЛОБАЛЬНАЯ СМЕНА МИРОВОГО ПОРЯДКА
Важное
-
02.11.2017 13:53
Потери экономики от системы валютного регулирования >$100 млрд в год
-
30.12.2016 11:04
Последний виток либеральной глобализации
-
16.09.2016 15:45
Проект основных направлений денежно-кредитной политики
-
01.12.2015 17:35
Нищета и блеск российских монетаристов
04.10.2023 16:00
Преступление без срока давности
-
18.02.2012 18:45
К устойчивому росту через справедливый мировой порядок
Глазьев Сергей Юрьевич, академик РАН4596
25.01.2012 14:47
Кудрявая экономика
В связи с участившимися выступлениями экс-министра финансов России А.Л.Кудрина в федеральных СМИ редакция сайта GLAZEV.RU приняла решение опубликовать вызвавшую живое обсуждение в 2006-2007 г.г. статью С.Ю.Глазьева, посвященную парадоксам проводившейся в России (есть все основания полагать, что «кудрявый» курс продолжается) денежной политики.4105
27.04.2020 11:28
Управление развитием экономики (издан курс лекций С.Глазьева) 21
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКИ33519 9.4 (32)
13.05.2011 12:05
Академик Сергей Глазьев удостоен золотой медали им.С.Кузнеца «За вклад в теорию экономического развития и эконометрику»
Политика экономического роста в условиях глобального кризиса7147
25.03.2011 16:27
Сохранение значения Кыргызстана
«Сохранение значения Кыргызстана как базы для переработки и реэкспорта китайских товаров зависит от того, будет он в составе Таможенного союза или нет», - заявил сегодня на форуме «Расширение межрегионального сотрудничества КР и РФ как фактор обеспечения устойчивого развития экономики» заместитель генерального секретаря ЕврАзЭС Сергей Глазьев. «Кыргызстан - полноправный член Евразийского экономического сообщества, смысл которого - создание единого экономического пространства, - сказал он. - Подключение КР к Таможенному союзу в качестве полноправного члена кажется предопределенным, так как КР является членом ЕврАзЭС. То есть присоединение - вопрос времени». «Кажется, что польза от участия Кыргызстана в Таможенном союзе очевидна, - отметил Сергей Глазьев. - По нашим оценкам, экспортный потенциал КР в случае присоединения к Таможенному союзу может вырасти на 25 процентов. Но есть уникальный фактор - огромный поток китайских товаров, проходящий через Кыргызстан. При этом только 10 процентов товаров подпадают под официальные процедуры таможенного администрирования. С учетом этого доля доходов от таможенных платежей в бюджете КР может вырасти на 10 процентов. Но если считать совокупный импорт, этот показатель может возрасти до 40-50 процентов. То есть для бюджета Кыргызстана серьезная цифра». «Однако есть не менее существенный момент, связанный с реэкспортом, - заявил он. - Создание Таможенного союза меняет географию товаропотока. Если Кыргызстан останется вне рамок ТС, то Казахстан будет прилагать максимум усилий для укрепления таможенной границы с КР, что будет препятствовать реэкспорту. Его объем будет падать. Все остальные вопросы для Кыргызстана имеют положительный знак». Сергей Глазьев отметил, что главная выгода от вступления в Таможенный союз, - создание единого экономического пространства. В его рамках предусматривается создание единого транспортного пространства, системы ценообразования на газ. И что, по словам академика, немаловажно для Кыргызстана, - единое пространство гарантирует свободу трудовой миграции и равные социальные права для трудящихся. Кроме того, оно важно для привлечения инвестиций. «Выгода от участия Кыргызстана в едином пространстве даже выше, чем от вступления в Таможенный союз, - добавил Сергей Глазьев. - Полагаем, что за счет единого пространства государства получат прирост ВВП не менее 15 процентов». По материалам ИА "24-kg"2628 10
-
31.01.2012 11:57
Итоги и перспективы интеграции на постсоветском пространстве
За двадцать лет после распада СССР на месте некогда единого народнохозяйственного комплекса сформировались национальные экономики новых государств, связанные рыночными торгово-экономическими отношениями. Установленные между ними таможенные границы разорвали множество кооперационных связей, что в немалой степени способствовало чудовищному падению объемов и деградации структуры производства во всех бывших союзных республиках.Вплоть до недавнего времени под влиянием, как внутренних процессов деградации экономики, так и внешних сил экономического давления со стороны расширяющегося Евросоюза, быстро растущего Китая, стремительно модернизирующейся Турции, а также сконцентрировавших глобальную финансовую мощь США на постсоветском пространстве доминировали дезинтеграционные процессы. Стремительно сокращалась доля взаимной торговли новых государств в структуре их внешнеторгового оборота, рушилась десятилетиями сложившаяся производственно-технологическая кооперация. Глубокое разрушение обрабатывающей промышленности сопровождалось резким сокращением потребления энергоносителей и сырьевых товаров, производство которых переориентировалось на экспорт за пределы постсоветского экономического пространства. Его освободившийся внутренний рынок заняли импортные товары.Лишь в 2008 году с созданием Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России (ТС) дезинтеграционный вектор, по меньшей мере, на части постсоветского пространства, сменился интеграционным. После нескольких неудачных попыток создания многосторонних интеграционных объединений в 90-х годах эти три государства образовали ядро интеграционного процесса, сформировав первый в постсоветской истории наднациональный орган - Комиссию Таможенного союза (КТС), которому были делегированы полномочия по принятию согласованных решений в области торговой политики и таможенному регулированию. При этом исполнение этих решений осуществлялось на всей единой таможенной территории автоматически без необходимости принятия национальных законодательных актов.Сконцентрировав полномочия по регулированию внешней торговли в КТС и сняв таможенный контроль на своих межгосударственных границах, государства-члены ТС быстро двинулись по пути интеграции, унифицируя все виды пограничного контроля движения товаров. Вслед за таможенным, на межгосударственных границах был упразднен санитарный, ветеринарный, фитосанитарный и транспортный контроль, введены единые нормы технического регулирования. Сразу же после завершения формирования единой таможенной территории эти государства приступили к созданию Единого экономического пространства, введя с 1 января 2012 г. пакет соглашений, устанавливающий нормы регулирования общего рынка не только товаров, но и услуг, труда и капитала. Одновременно было объявлено о формировании Евразийского экономического союза.Создание ТС тремя ведущими государствами СНГ дало мощный импульс активизации интеграционных процессов на всем постсоветском пространстве. О желании присоединиться к ТС заявило руководство Киргизии. В октябре 2011 года было, наконец, подписано многостороннее соглашение о создании зоны свободной торговли в СНГ. В дополнение к нему государства-члены ТС установили отношения свободной торговли с Сербией и Черногорией. Перед историческим выбором встала Украина, намерения руководства которой перейти к отношениям свободной торговли с ЕС вошли в конфликт с объективной ориентацией ее экономики на интеграцию с ТС.Под знаком происшедших положительных изменений в государствах-членах Таможенного союза несколько усилились интеграционные тенденции и в других странах-членах СНГ, где объемы взаимной торговли в общем объеме их внешнеторгового оборота, несмотря на кризисные явления 2008-2009 г.г. в целом поддерживались на высоком уровне, а их доля лишь в отдельных странах понизились незначительно.4281
01.01.2012 19:03
Отчет о научной и научно-педагогической деятельности в 2011 году
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ4647
19.11.2011 18:10
Уроки очередной российской революции
Крах либеральной утопии и шанс на «экономическое чудо»7236 10
11.05.2011 14:17
О стратегии модернизации и развития экономики России в условиях глобальной депрессии
Ключевой проблемой экономической политики является согласование мер по преодолению кризиса со стратегическими задачами социально- экономического развития. Сокращение имеющихся у государства ресурсов затрудняет решение стратегических задач, возникает соблазн отложить их до возобновления экономического роста. Вследствие этого в большинстве стран мира происходит сокращение инвестиционной активности и снижение нормы накопления в пользу мер по поддержанию текущего потребления. Однако такой подход представляется бесперспективным, так как не позволяет устранить структурные ограничения экономического роста. Кризис перешел в депрессию, которая завершится после структурной перестройки экономики ведущих стран мира выходом на новую длинную (кондратьевскую) волну экономического развития. Этот процесс обычно занимает около десятилетия, в течение которого состояние экономики характеризуется турбулентностью, сопровождающейся краткосрочными подъемами и спадами. В этот период закладываются основы подъема новой длинной волны экономического роста. Она формируется в результате инвестиционных и инновационных решений, принимаемых сейчас.7242 10
25.01.2011 14:20
Выход из сырьевой ловушки
21 января в здании Президиума Российской академии наук состоялись научные прения о перспективах развития российской экономики, приуроченные к 25-летию научной деятельности академика РАН, директора Института новой экономики ГУУ Сергея Глазьева. Выводы, сделанные учёным на основе разработанной им ещё в 1990-е теории долгосрочного технико-экономического развития, неутешительны: пока стратегические цели расходятся с реальной экономической политикой, Россия из сырьевой ловушки не вырвется Сергей Глазьев: «Первое, что надо делать, – преодолевать недоступность кредитов для реального сектора экономики» Научно-технологические преимущества, которыми располагала наша страна к началу реформ 1990-х, не были реализованы. Даже начавший проводить преобразования примерно в то же время, что и Россия, Китай «ушёл далеко вперёд». По инвестициям в основной капитал мы так и не вышли на уровень 1990 года. Главная причина такого отставания, по мнению Сергея Глазьева, в ошибках, допущенных в системе государственного управления. К их числу он относит неадекватность лежавшей в основе реформ идеологии, которая имела отношение к экономическим интересам основных групп влияния, а не к потребностям развития страны (экономическая политика проводилась без учёта рекомендаций научного сообщества); криминализацию правившей тогда элиты; сращивание олигархии с транснациональным капиталом. Центральный банк работал не как механизм кредитования экономики, а как механизм, изымающий из неё финансовые ресурсы, секвестируя избыточную, с его точки зрения, денежную массу. В результате проводившейся тогда экономической политики экспортно-ориентированный, в основном сырьевой, сектор за 1990-2009 годы вырос в три раза. «Нас не спасла ни оборонка, ни самое большое в мире количество учёных, ни нефтедоллары», – сказал академик. Обращаясь к нынешнему времени, учёный констатировал, что «в этой ситуации призывы власти строить инновационную экономику – глас вопиющего в пустыне». Правильные по сути цели Концепции долгосрочного развития России на период до 2020 года расходятся с реальной экономической политикой. В качестве примера Сергей Глазьев привёл первые действия правительства по минимизации последствий разразившегося мирового финансового кризиса – выделение свыше одного триллиона рублей (не менее 25 процентов ВВП) на поддержку российской банковской системы. Банки на этом заработали 200 миллиардов рублей, разместив деньги за рубежом; процентные ставки под кредитование отечественных предприятий обрабатывающей промышленности они при этом существенно не снизили. Глубина кризиса для России, несмотря на меры правительства, оказалась куда большей, чем для многих других стран. «Нельзя сказать, что власти ничего не делают. Политические импульсы идут, программы принимаются, но воз и ныне там», – резюмировал академик. По его мнению, первое, что надо делать — «преодолевать недоступность кредитов для реального сектора экономики». Пока же доступ к дорогим кредитным ресурсам имеют лишь сырьевые отрасли. Государство должно заниматься развитием, а не тратить огромные средства на бюрократию и так называемые традиционные функции. Необходимо также выстроить систему ответственности за принимаемые решения на всех уровнях госуправления. Выйти из сырьевой ловушки будет очень трудно. «Окна возможностей» открываются редко, как правило, при смене технологических укладов, а не «на технологической волне». Таких «окон» было всего шесть. Сегодняшнюю возможность мы должны использовать, иначе навсегда останемся на периферии мирового хозяйства, уверен академик. «Стоимость входа» увеличивается с каждым годом, напомнил он. Если в 1997 году для создания одной нанофабрики требовалось 100 миллионов долларов, то в 2010-м – уже 400. Формирующееся ядро нового, шестого, технологического уклада растёт в среднем с темпом 30 процентов в год. Именно его отрасли (наноэлектроника, молекулярная и нанофотоника, наноматериалы, нанобиотехнологии и др.) могут вытянуть нашу экономику на новую волну роста, убеждён учёный. Но для этого недостаточно ставить правильные цели, конкретизировать их в задачах, надо обеспечить чёткий механизм реализации предлагаемых мер на основе стратегического планирования и управления.1983
Экономика
-
30.05.2022 14:15 15779
Сергей Глазьев: Для думающих людей 19