Над пропастью во лжи (ч.4)

Нынешний обвал валютно-финансового рынка можно было предотвратить, если бы после объявления США санкций ЦБ ввел меры валютного контроля по защите нашей финансовой системы от внешних атак. Однако доминирующие в среде денежных властей экономические интересы спекулянтов помешали это сделать. Турбулентность валютно-финансового рынка поддерживается манипуляциями, совершаемыми его несколькими крупными участниками с использованием инсайдерской информации. Бездействие ЦБ гарантирует им отсутствие риска при проведении операций по искусственному заваливанию курса рубля с целью извлечения спекулятивной сверхприбыли

Делается это посредством цепочек заранее спланированных операций по покупке и продаже валюты с последовательным снижением курса рубля до определенного уровня, по достижении которого манипуляторы удерживают его до продажи накопленной валюты. После этого они вкладывают полученные сверхприбыли в покупку многократно подешевевших активов, и курс рубля поднимается до равновесного уровня. Через несколько лет операции по заваливанию российской национальной валюты повторяются. Для этого используются искусственно раздуваемые поводы: снижение нефтяных цен, обострение международных конфликтов, объявление новых санкций, эпидемий и прочее. На каждом цикле извлекаются сотни процентов прибыли на обесценении и последующей скупке российских активов, значительная часть которых таким образом перераспределяется в пользу иностранного капитала.

{shortArticle:79572:Императив смены курса ЦБ РФ}

Раскачиваемый таким образом финансовый рынок теряет связь с реальным сектором, формирующиеся на нем цены не отражают реальную ценность активов, и он перестает быть ориентиром для добросовестных инвесторов.

Роковая ошибка

Исходя из закономерностей смены технологических и мирохозяйственных укладов можно предположить, что мировая гибридная война вступает в завершающую фазу. Пик противостояния ведущих держав ожидается к 2024 году. К этому времени способность к самостоятельному воспроизводству российской экономики может быть окончательно утрачена. Если, конечно, в кратчайшее время не удастся перестроить систему управления ее развитием в соответствии с принципами интегрального мирохозяйственного уклада и вырваться из безнадежного состояния финансовой и сырьевой периферии американского цикла накопления капитала.

Объем ЗВР России сейчас превышает величину всей рублевой эмиссии (денежной базы) более чем в два раза. Это означает, что регулятор может установить любой разумный валютный курс

После того как спровоцированная резким скачком цен на энергоносители структурная перестройка экономики на основе нового технологического уклада завершается, а ее энергоемкость многократно снижается, спрос на энергоносители неизбежно сокращается, а цены падают. Именно это происходит в настоящее время. Развернувшаяся после взлета нефтяных цен очередная технологическая революция перешла в быстрый рост нового технологического уклада, который начиная с кризиса 2008 года стал повсеместно замещать старый. Сейчас он входит в фазу быстрого роста, который сопровождается многократно меньшим приростом спроса на энергоносители.

Российские переговорщики с ОПЕК, очевидно, не знали указанных закономерностей и допустили роковую ошибку, спровоцировав развал картеля нефтедобывающих стран. Все это означает существенное ухудшение торгового и платежного баланса России. Его можно смягчить опережающим развитием несырьевого экспорта, которое, однако, не может быть обеспечено в рамках проводимой денежной политики, так как требует масштабного долгосрочного кредитования весьма капиталоемких инвестиций в развитие нефтехимии.

Но если не менять денежно-кредитную политику коренным образом, то придется пережить дальнейшую девальвацию рубля и вызываемую ею инфляционную волну. На фоне сжатия государственного бюджета это приведет к ощутимому падению доходов населения, которое будет многократно усугублено продолжением борьбы с инфляцией путем сокращения денежного предложения и конечного спроса. Это в свою очередь вызовет нарастающее недовольство населения и обострение социально-политической напряженности. К 2024 году оно достигнет очередного пика и существенно ослабит способность государственной власти противостоять американской агрессии.

{shortArticle:79632:О сути глобальной дестабилизации}

Китай к этому времени еще более усилится, предъявляя растущий спрос на российские ресурсы и инвестируя в перестройку российской экономики под свои нужды. Таким образом, российская экономика окажется одновременно на периферии старого и нового мирохозяйственных укладов. Она окончательно утратит способность к самостоятельному развитию, а ее экономическое пространство станет полем соперничества западных и восточных корпораций. Это создаст дополнительное политическое напряжение, чреватое утратой национального суверенитета. Чтобы избежать этой ловушки двойной зависимости, необходимо немедленное кардинальное изменение экономической политики.

Антикризисные меры

Правительство объявило о пакете антикризисных мер, которые включают введение механизма субсидирования процентной ставки по кредитам организациям торговли, получаемым на формирование запасов продуктов питания и товаров первой необходимости, а также застройщикам в рамках проектного финансирования; предоставление кредитным организациям возможности временного не ухудшения оценки качества обслуживания долга; отсрочку по налоговым платежам отраслям, пострадавшим от ухудшения ситуации; расширение программы субсидирования доступа субъектов малого и среднего бизнеса к заемным средствам и возможности реструктуризации ранее выданных кредитов и другие меры.

При всей их разумности и, возможно, эффективности для отдельных сегментов экономики они не затрагивают фундаментальных причин уязвимости России от мирового кризиса и американской агрессии. Главная из них в полной открытости российской финансовой системы для атак валютных спекулянтов и подчинении денежно-кредитной политики их интересам. Без приведения политики Банка России в соответствие с требованиями национальной безопасности, конституционными обязанностями обеспечения устойчивости рубля и целями опережающего развития экономики усилия президента и правительства окажутся тщетными. Как это было в 2008–2009 и 2014–2015 годах, когда меры государственной поддержки банковской системы лишь подлили масла в огонь кризиса.

Для обеспечения безопасности и устойчивого развития российской экономики необходимо защитить ее от внешних атак, что предполагает введение избирательных ограничений на трансграничное движение спекулятивного капитала. В качестве таковых могут быть использованы меры как прямого (лицензирование, резервирование), так и косвенного (налог на вывоз капитала) регулирования. Необходимо прекратить использование резидентами иностранной валюты как средства накопления, а также кредитование ЦБ валютных спекуляций. Наряду с введением избирательных ограничений в отношении трансграничных спекулятивных операций целесообразно усилить меры по деофшоризации экономики, ее дедолларизации, прекращению утечки капитала и стабилизации курса рубля. Необходимы также серьезные усилия по регулированию финансового рынка, его защите от мошеннических манипуляций, включая проведение объективных расследований признаков манипулирования рынком с наказанием преступников. Необходимо восстановить государственный контроль над МБ и финансовым рынком в целом, кардинально повысить компетентность и эффективность работы Банка России как мегарегулятора.

{shortArticle:79590:Реакция экономики на принудительную остановку}

27 марта 2020 года Банк России принял решение, в котором объявил: «В текущей ситуации системно значимым банкам целесообразно предоставить льготный режим соблюдения показателя краткосрочной ликвидности Н26 (Н27), чтобы у них было больше возможностей по кредитованию экономики. В дополнение к объявленному снижению платы за право пользования безотзывной кредитной линией с 0,5 до 0,15 процента Банк России увеличил максимальный совокупный лимит по безотзывным кредитным линиям с 1,5 до 5 триллионов рублей на период с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2021 года, принял решение по 30 сентября 2020 года не считать нарушением норматива Н26 (Н27) снижение фактического значения норматива Н26 (Н27) в результате недостатка высоколиквидных активов и иных альтернативных инструментов».

Рядовому гражданину в данном решении трудно что-либо понять. Но эта дополнительная ликвидность, о которой речь, превышает весь объем средств федерального бюджета, предусмотренных на поддержку экономики. По опыту предыдущих эпизодов масштабного предоставления Банком России ликвидности в период финансовых кризисов (эпизоды 1998, 2008 и 2014 годов) увеличение БКЛ на 3,5 триллиона рублей почти автоматически означает потерю практически 10 процентов ЗВР (это без малого 50 млрд долл. США) и дальнейшее падение рубля.

Для предотвращения этого предлагается:

  1. Рекомендовать ЦБ РФ ввести правило фиксации открытой валютной позиции (ОВП) банка на каждый операционный день, не позволяя банкам использовать средства БКЛ на покупку валюты.
  2. Поручить ФНС, ФТС и Росфинмониторингу проверять операции коммерческих банков по покупке валюты на предмет фиктивных импортных контрактов с использованием фирм-однодневок и офшорных «прокладок» с тем, чтобы данные операции не служили отмывочным механизмом для вывоза капитала и финансовых спекуляций.
  3. Рекомендовать ЦБ РФ как регулятору своевременно принимать меры по введению ограничений на спекулятивные операции по покупке валюты (резервирование средств, отсрочки по совершению сделок, тотальный контроль за легальностью происхождения и уплатой налогов и пр.), а в отношении зарубежных спекулянтов, доминирующих на валютном рынке, – временные запреты по биржевым операциям.
  4. Рекомендовать ЦБ РФ прекратить операции по абсорбированию ликвидности, выкупить свои облигации и закрыть депозиты – эта мера даст еще три триллиона рублей от сокращения «структурного профицита ликвидности», вызванного завышением ключевой ставки ЦБ.

Для предотвращения спазма деловой и инвестиционной активности следует широко использовать инструменты целевого кредитования производственных предприятий. Банку России развернуть дополнительно к существующим льготным кредитам для МСП на 500 миллиардов рублей специнструменты рефинансирования коммерческих банков под один-два процента годовых для критически важных в условиях кризиса секторов (медицина, образование, агропром и пр.) на общую сумму до трех триллионов рублей под обязательства предприятий и банков, а также для кредитования инвестиций, в том числе в рамках национальных проектов, по специнвестконтрактам. Создать механизм целевого рефинансирования институтов развития, многократно расширив их возможности по кредитованию инвестиций, в том числе по замещению «пересохших» иностранных источников кредита.

Исходя из международного и отечественного опыта первое, что необходимо сделать, – это перекрыть каналы вывоза капитала и финансирования спекулятивных атак против рубля. Именно так поступил Виктор Геращенко после дефолта 1998 года, зафиксировав валютную позицию коммерческих банков.

Меры на валютном рынке

Банку России необходимо четко обозначать целевые параметры обменного курса рубля, обеспечить участникам больше понимания относительно будущих тенденций валютного рынка. Объем ЗВР России сейчас превышает величину всей рублевой эмиссии (денежной базы) более чем в два раза. Это означает, что регулятор может установить любой разумный валютный курс, минимизируя уровень неопределенности и амплитуду курсовых колебаний. Для этого следует ввести «правило курсовой политики» – удерживать курс рубля на заданном уровне длительное время путем проведения своевременных интервенций и мер по нейтрализации спекулятивных атак. При угрозе выхода за пределы установленных границ проводить неожиданное для спекулянтов единовременное изменение курса и затем его удерживать тем же образом. Это позволит избежать лавинообразного «бегства капитала» и валютных спекуляций против рубля в случаях корректировки его курса в связи с изменением фундаментальных условий курсообразования.

В целях стимулирования продолжения процессов евразийской экономической интеграции, совместного прохождения и последующего выхода из кризисных режимов, вызванных глобальной пандемией и негативными процессами на единых рынках ЕАЭС, необходимо принятие неотложных мер, в том числе:

  1. Подписание правительствами и центральными банками стран ЕАЭС соглашения о границах взаимных колебаний национальных валют («валютная змея» по типу существовавшей в ЕС до введения евро) и о механизме демпфирования колебаний (через свопы и механизм ЕФСР, размер которого необходимо увеличить до 1,5–2 трлн руб.).
  2. Для снижения давления на курс рубля принять меры по дестимулированию перетока средств с рублевых на валютные счета путем использования более льготных нормативов, регулирующих операции с рублями (норм резервирования, достаточности капитала и др.), и наоборот – установить повышенное резервирование средств на валютных счетах, особенно в долларах и валютах стран, присоединившихся к санкциям, до 100 процентов.
  3. Ввести в действие «спящие» нормы, предусматривающие наказание за манипулирование рынком. Провести тщательное расследование всех эпизодов обрушения и резкого подъема курса рубля на предмет выявления механизмов и фактов манипулирования рынком. Принять меры по наказанию преступников, организовавших обвалы курса рубля в 2014 году и в настоящее время.
  4. Добиться многократного снижения размаха валютных спекуляций посредством сокращения «кредитного плеча» и числа сессий, а также других общепринятых в мировой практике стабилизационных механизмов на Московской бирже с восстановлением над ней государственного контроля.
  5. Установить минимальные сроки вывода за рубеж и в иностранную валюту финансовых ресурсов, высвобождаемых после продажи гособлигаций и других рублевых обязательств российских эмитентов.
  6. Перекрыть каналы утечки капитала. Обеспечивать свободную конвертацию валюты только по текущим операциям. При этом оплату импорта за иностранную валюту проводить только по факту поставки товаров в Россию или оказания услуг. Ограничить вывоз капитала только операциями, необходимыми для расширенного воспроизводства реального сектора экономики. Ввести лицензирование трансграничных операций капитального характера.
  7. Устранить льготное налогообложение прибыли от финансовых операций, а также ввести налог на валютные спекуляции (так называемый налог Тобина в размере 0,01 процента от суммы транзакции). Данная мера будет необременительной для финансовых транзакций в производительных целях, а деятельность финансовых спекулянтов сделает почти убыточной.
  8. Ввести полную продажу валютной выручки. Стимулировать экспортеров к продаже валюты через использование широкого комплекса мер (налоговых рычагов, резервов, балансовых нормативов), формирующих более выгодные условия хранения и проведения операций в рублях по сравнению с операциями в валюте.
  9. Временно запретить покупку зарубежных, в первую очередь американских ценных бумаг, а также сбросить государственные вложения в эти инструменты. Этот шаг снизит риски российских участников с точки зрения замораживания или ареста их средств, вложенных в иностранные госбумаги.
  10. Минфину России прекратить покупку иностранной валюты и отменить «бюджетное правило». Нефтегазовые доходы бюджета направить на финансирование антикризисных мер, включая закупку критически необходимых импортных товаров прежде всего медицинского назначения.
  11. Прекратить действие системы страхования вкладов в части депозитов в иностранной валюте. Предложить гражданам обменять эти вклады на рублевые на рыночных условиях, а коммерческим банкам – продать располагаемую иностранную валюту Банку России по текущему курсу.
  12. Разрешить заемщикам применять форс-мажор по отношению к кредитам, предоставленным субъектами стран, установивших и вводящих финансовые санкции против России. Ввести мораторий на выполнение обязательств подвергнутых санкциям компаний перед кредиторами и инвесторами из соответствующих стран, а также арест на их доли и акции. В случае ареста валютных активов Минфина и Банка России, государственных банков и корпораций, а также угрозы тотального применения санкций против российских предприятий – введение моратория на погашение и обслуживание кредитов и инвестиций, полученных из государств, применяющих санкции против России, а также арест их активов.
  13. На время действия санкционных мер запретить дочерним структурам банков из стран, применяющих санкции, привлечение новых средств российских вкладчиков.
  14. Отменить выкуп акций Сбербанка правительством у Банка России. Сэкономленные средства Фонда национального благосостояния направить на закупку критически необходимых иностранных товаров, прежде всего медицинского назначения.
  15. Проводить котировки обменных курсов валют в привязке к рублю, а не к доллару и евро. Исключить доллар из валютной корзины.

{shortArticle:79628:Снижение ВВП России в нерабочем апреле достигло 28%}

Эти меры обеспечат резкое сокращение валютных спекуляций, подчинение валютного рынка обслуживанию трансграничных операций реального сектора и долгосрочную стабилизацию курса рубля, что необходимо для нормализации инвестиционного климата, расширения возможностей международного сотрудничества, национальной безопасности и придания рублю функций региональной резервной валюты в ЕАЭС и прилегающей части Евразии.

Фото: google.com


Источник: vpk-news.ru

Поделиться в сетях

Комментарии 26

comments user
Шмуратко Владимир

Каждая статья Глазьева укрепляет надежду на существование выхода из колониальной зависимости. Думаю, речь на сегодняшний день идет не о переходе к новому технологическому укладу (это пока еще возможная более поздняя перспектива), а о давно перезревшем решительном сражении с нынешними ставленниками мировой финансовой мафии в нашей стране..

comments user
Гайдарбек Гайдарбеков

  Ааааа что скажут товарищи из демпартии по этому поводу? Зачем же им конкурентная Россия,
Так глядишь, и экономика начнёт работать на Россию. Представляю вой среди либерастии не только в России, но и за бугром. Но надо отметить, что Глазьев смело взялся, это радует. 

comments user
PapaKarlo

О каком новом технологическом укладе, ведущем к резкому снижению потребления энергии, пишет автор? Не вижу подобных технологий. Да и постоянный рост потребления энергии (по крайней мере до недавней остановки экономик и производств) говорит об этом же.

comments user
Лев Серебрянников

Пальцем автор не тыкал, но и так понятно с чьей руки разрешено безобразие. 

comments user
Гоша Цимерман

(Третий не Нечаев, а скорее всего Кагаловский и почему то Машица пропустили)

comments user
Михаил Осипенко

Бляха-муха ! Глазьев перечислил им пункты с должностных инструкций. Да этих негодяев к барьеру на дуэль без права ответного выстрела.

comments user
Piterets

Прочитал, как в 2024 году мы проиграем США, и дальше не стал читать. Бред.

comments user
Пилигрим Ищущий

Сергей Юрьевич как действующий политик не все себе может позволить сказать (напечатать) публично.
Поэтому так длинно и витиевато изъясняется.
По-простому. Правительство в отставку. Не можете все так финансово-промышленный блок полностью.
Вот и вся его мысль, если вкратце.
Я за. Кто против?

comments user
Виктория Радостнова

Мощно. Все, что между строк, уже было многожды написано и сказано академиком. 

И понятно, что это не для нынешнего руководства ЦБ и Минфина. А для тех, кто уже скоро придет им на смену. 

Отрадно также, что оригинал опубликован на сайте ВПК. Это дает надежду на то, что в тех кругах гораздо больше вменяемых людей, чем в Правительстве. 

comments user
Andrey Sorokin

На сегодняшней встрече ЕАЭС «младшие партнёры» прямо заявили, что всё, что Глазьев напридумал, их страны не касается и потому надо по меньшей мере с ними советоваться

Другими заявлениями были «партия, дай порулить» и «дайте дешёвые нефть и газ». Первое требование сводится к тому, что в управляющем органе ЕАЭС голоса должны распределяться не согласно экономическому вкладу каждой страны-участницы ЕАЭС, а в равных долях. Второе требование озвучил Пашинян (т.е. Россия обязана кормить Сороса в Армении). Что там ещё было сказано интересного, не знаю, не досмотрел

    comments user
    Владимир Маркив

    Что там ещё было сказано интересного, не знаю, не досмотрел

    Всего скорее не интересного, а несуразного 🙂

comments user
krvl

Эта вещь будет посильнее Фауста Гёте ! Это даже не антилиберастная революция ! Это Чучхе ! Причём полная Чучхе! Конечно, против 3-го пункта и спорить нечего, вор должен сидеть в тюрьме, ещё Жеглов говорил. А вот 7, 8, и 9 таки спорные !

comments user
Владимир Маркив

Проводить котировки обменных курсов валют в привязке к рублю, а не к доллару и евро. Исключить доллар из валютной корзины.

Вы видите в предложениях Академика хоть что-то разумное?
Я лично не вижу и постараюсь наглядно показать в чём тут подвох. 

Начну с последнего пункта, в котором Глазьев предлагает проводить котировки в привязке к рублю, а не к доллару или евро(!!!)

Вы до этого видели хоть один абзац, в котором Глазьев писал об реформировании Российского рубля, что это будет за Рубль, каким образом этот рубль будет соизмеряться с валютами других государств, что бы затем предлагать конвертировать валюты других стран в котировках привязанных к рублю?

Увы такая реформа у Глазьева отсутствует, а с неё-то и надо было начинать. 

Сначала даётся описание реформы Российского рубля и только затем уже описание реформы Российской экономики на основании Реформы рубля и только после этого внешнеторговые отношения и методика привязки к рублю других валют.

Глазьев в своих докладах основное место уделяет критике и совсем немного тому, что нужно делать, поскольку по поводу критики ему есть что сказать, а по поводу «что делать» сказать практически нечего. Иначе бы его текст пестрил бы формулами и определениями, а не, ни чем не подкреплёнными советами, как замануха для фетишистов.

Прежде всего для укрепления финансовой безопасности нужен Рубль, эмиссия которого не привязана к Доллару. Те меры которые предлагает Глазьев, либо его собственное наивное не понимание предмета, либо он намеренно вводит читателя в заблуждение, поскольку все валюты любого иного государства либо напрямую, либо косвенно привязаны к доллару и измеряются долларовым эквивалентом. Даже если мы откажемся пользоваться долларом на прямую, то всё равно  будем его использовать косвенно, поскольку курсовая стоимость всех валют измеряется долларом, а альтернативной меры стоимости Рубля Глазьев нам не предоставил(!!!) Как раз тот самый краеугольный камень, на котором стоило бы читателю заострить своё внимание. 

Эмиссия Российского национального рубля. 
Ведь сегодня рубль эмитируется продажей правительством ЦБанку инвалюты и по курсу к доллару ЦБ эмитирует рубли.
Другими словами Правительство покупает рубли у ЦБ за инвалюту.
Глазьев не предоставляет альтернативного инструмента для независимого от доллара инструмента эмиссии рубля. 

По Глазьеву, коммерческие банки норма, они должны быть неотъемлемой частью экономики, но в то же время все понимают, что лучше было бы финансировать экономику не под проценты, а беспроцентно… значит банки лишнее звено, а Фонд национального развития, это то, что нужно и банки в программе Глазьева должны были бы исчезнуть за ненужностью, но он от них отказаться не может и предлагает регулировать и контролировать.

Рекомендации Глазьева ни что иное как предложения по проведению политики смягчения условий для Российской экономики в глобальном экономическом пространстве, ни на что большее его инсинуации не тянут. 

    comments user
    STOIK

    Прежде всего для укрепления финансовой безопасности нужен Рубль, эмиссия которого не привязана к Доллару.

    Золотые слова!!! +1  !!!!

    comments user
    Михаил Осипенко

    Вы предлагаете и дальше смотреть совещания с Пу и нашими финансистами о невыполнении ЦБ  заявок на кредиты под зарплату, о позорном факте задержек выплат медикам?

    Это болото с ЦБ надо ликвидировать а не унизительно выходить с предложениями о снятии санкций ! И это при продолжающихся поставках урана и прочих редких достижений. Вляпались по полной, если уже Захарова от имени МИДа вещает о нелегитимности властей с 1996 года. 

    Вам нравится слушать доклады министров с огрехами переводов с английского?

      comments user
      Владимир Маркив

      Воспринимать всё это на голубом глазу, да ещё без царя в голове, вредно для здоровья не сформировавшегося индивида с неокрепшей психикой, мне по-фигу, «Старый знает, старый пожил. Старый «» на всё положил» 🙂

      Не смотрю я эту дребедень, но интересуюсь и имею ввиду, по любому, если есть возможно поставить нужную запятую, то её поставить просто необходимо, только, что бы показать разницу между До и После. Расставить акценты. 

      Смысл, положительный, в происходящем, только один: — народ всё больше начинает ненавидеть капиталистическую систему с её ценностями до отвращения, только после того как накачка ненавистью к этой системе достигнет своего пика ненависти, только после этого станут возможными реформы, которые пройдут безболезненно для общества, поскольку будут желанными и ожидаемыми.
      Вот на этот показатель и нужно ориентироваться: — градус накала ненависти к ценностям  кап.системы.

      Захаровой вы по моему приплели заслуги Арановского из конституционного суда(?)

comments user
Максим Филипповский

Рекомендовать ЦБ РФ ввести правило фиксации открытой валютной позиции (ОВП) банка на каждый операционный день, не позволяя банкам использовать средства БКЛ на покупку валюты.

В какой форме будет такая рекомендация, чтобы банки стали ею руководствоваться, если кредитование один из видов деятельности, и, более того, это источник дохода самих банков? Вряд ли какой банкир, тем более зависимый от иностранного капитала, будет руководствоваться таким необязательным предложением…

Поручить ФНС, ФТС и Росфинмониторингу проверять операции коммерческих банков по покупке валюты на предмет фиктивных импортных контрактов с использованием фирм-однодневок и офшорных «прокладок» с тем, чтобы данные операции не служили отмывочным механизмом для вывоза капитала и финансовых спекуляций.

Опять же, это эпизодическое решение, которое не исключает выборочного подхода и заказных преследований при недобросовестной конкуренции. Такие меры открывают место всяческого роста злоупотреблений. Баланс интересов тут вряд ли будет соблюден.

Рекомендовать ЦБ РФ как регулятору своевременно принимать меры по введению ограничений на спекулятивные операции по покупке валюты (резервирование средств, отсрочки по совершению сделок, тотальный контроль за легальностью происхождения и уплатой налогов и пр.), а в отношении зарубежных спекулянтов, доминирующих на валютном рынке, – временные запреты по биржевым операциям.

Тотальный контроль с регулярными злоупотреблениями… Тогда нужно вводить полный запрет на спекуляции. Временные меры как мертвому припарка.

Рекомендовать ЦБ РФ прекратить операции по абсорбированию ликвидности, выкупить свои облигации и закрыть депозиты – эта мера даст еще три триллиона рублей от сокращения «структурного профицита ликвидности», вызванного завышением ключевой ставки ЦБ.

А какой будет реакция международных финансовых регуляторов? Это прям вызов, при том, что ЦБ не зависит от государства.

В целях стимулирования продолжения процессов евразийской экономической интеграции, совместного прохождения и последующего выхода из кризисных режимов, вызванных глобальной пандемией и негативными процессами на единых рынках ЕАЭС, необходимо принятие неотложных мер, в том числе:
Подписание правительствами и центральными банками стран ЕАЭС соглашения о границах взаимных колебаний национальных валют («валютная змея» по типу существовавшей в ЕС до введения евро) и о механизме демпфирования колебаний (через свопы и механизм ЕФСР, размер которого необходимо увеличить до 1,5–2 трлн руб.).
Для снижения давления на курс рубля принять меры по дестимулированию перетока средств с рублевых на валютные счета путем использования более льготных нормативов, регулирующих операции с рублями (норм резервирования, достаточности капитала и др.), и наоборот – установить повышенное резервирование средств на валютных счетах, особенно в долларах и валютах стран, присоединившихся к санкциям, до 100 процентов.
Ввести в действие «спящие» нормы, предусматривающие наказание за манипулирование рынком. Провести тщательное расследование всех эпизодов обрушения и резкого подъема курса рубля на предмет выявления механизмов и фактов манипулирования рынком. Принять меры по наказанию преступников, организовавших обвалы курса рубля в 2014 году и в настоящее время.
Добиться многократного снижения размаха валютных спекуляций посредством сокращения «кредитного плеча» и числа сессий, а также других общепринятых в мировой практике стабилизационных механизмов на Московской бирже с восстановлением над ней государственного контроля.
Установить минимальные сроки вывода за рубеж и в иностранную валюту финансовых ресурсов, высвобождаемых после продажи гособлигаций и других рублевых обязательств российских эмитентов.
Перекрыть каналы утечки капитала. Обеспечивать свободную конвертацию валюты только по текущим операциям. При этом оплату импорта за иностранную валюту проводить только по факту поставки товаров в Россию или оказания услуг. Ограничить вывоз капитала только операциями, необходимыми для расширенного воспроизводства реального сектора экономики. Ввести лицензирование трансграничных операций капитального характера.
Устранить льготное налогообложение прибыли от финансовых операций, а также ввести налог на валютные спекуляции (так называемый налог Тобина в размере 0,01 процента от суммы транзакции). Данная мера будет необременительной для финансовых транзакций в производительных целях, а деятельность финансовых спекулянтов сделает почти убыточной.
Ввести полную продажу валютной выручки. Стимулировать экспортеров к продаже валюты через использование широкого комплекса мер (налоговых рычагов, резервов, балансовых нормативов), формирующих более выгодные условия хранения и проведения операций в рублях по сравнению с операциями в валюте.
Временно запретить покупку зарубежных, в первую очередь американских ценных бумаг, а также сбросить государственные вложения в эти инструменты. Этот шаг снизит риски российских участников с точки зрения замораживания или ареста их средств, вложенных в иностранные госбумаги.
Минфину России прекратить покупку иностранной валюты и отменить «бюджетное правило». Нефтегазовые доходы бюджета направить на финансирование антикризисных мер, включая закупку критически необходимых импортных товаров прежде всего медицинского назначения.
Прекратить действие системы страхования вкладов в части депозитов в иностранной валюте. Предложить гражданам обменять эти вклады на рублевые на рыночных условиях, а коммерческим банкам – продать располагаемую иностранную валюту Банку России по текущему курсу.
Разрешить заемщикам применять форс-мажор по отношению к кредитам, предоставленным субъектами стран, установивших и вводящих финансовые санкции против России.
Ввести мораторий на выполнение обязательств подвергнутых санкциям компаний перед кредиторами и инвесторами из соответствующих стран, а также арест на их доли и акции. В случае ареста валютных активов Минфина и Банка России, государственных банков и корпораций, а также угрозы тотального применения санкций против российских предприятий – введение моратория на погашение и обслуживание кредитов и инвестиций, полученных из государств, применяющих санкции против России, а также арест их активов.
На время действия санкционных мер запретить дочерним структурам банков из стран, применяющих санкции, привлечение новых средств российских вкладчиков.
Отменить выкуп акций Сбербанка правительством у Банка России. Сэкономленные средства Фонда национального благосостояния направить на закупку критически необходимых иностранных товаров, прежде всего медицинского назначения.
Проводить котировки обменных курсов валют в привязке к рублю, а не к доллару и евро. Исключить доллар из валютной корзины.

 Разве подобное макроэкономическое регулирование соответствует целям и задачам смены технологического уклада?

    comments user
    Винни Амин

    Разве подобное макроэкономическое регулирование соответствует целям и задачам смены технологического уклада?

    Вы предлагаете, оставаясь зависимой периферией, ждать что тебе сменят технологический уклад?

      comments user
      Максим Филипповский

      Я как раз об этом и указал. Глазьев предлагает макроэкономическим мерами сдерживать воздействия на экономику, но он регулярно упоминает смену уклада. Я предлагаю формировать базис нового уклада, а не идти на поводу у монетарных властей.

        comments user
        Винни Амин

        Базис нового уклада формировать посредством внешних, или внутренних инвестиций?

          comments user
          Максим Филипповский

          Естественно внутренних. Замкнутый цикл производственных цепочек. С полным комплексом обеспечения стоимости и распределения капиталов.

    comments user
    Татьяна TVI

    Вы написали:
    «если кредитование один из видов деятельности, и, более того, это источник дохода самих банков? »
    Теоретически, да!
    У меня совершенно случайно сохранился скачанный с сайта ЦБ «Обзор банковской системы РФ
    » , подготовленный Департаментом обеспечения банковского надзора ЦБ РФ, номер 205 за ноябрь 2019 года.
    Таблица 31 «Структура доходов и расходов действующих кредитный организаций».
    На 01 октября 2019 года
    совокупный доход                                             79 042,8 млрд.
    процентный доходы                                            5 268,9 млрд. (около 6%)
    доходы от операций с валютой                     59 980,5 млрд. (около 75%)     
    остальное — комиссии и т.п.
    В предыдущие периоды картина такая же. 6% доходы от кредитования — это круто!

      comments user
      Максим Филипповский

      Это чистый капитализм. Банковский. Самостоятельная доходность от ссуживания денег. Никакого отношения к реальному производству не имеет, кроме как изъятия части прибыли.

comments user
Винни Амин

По-моему, крайне важно, чтобы эти меры были приняты все, в комплексе, в рамках единого проекта перехода от стагнации к росту.

comments user
Александр Лаврентьев

Выглядит просто как политика перехода к автаркии инструментами ограничения денежного (валютного) обращения. Но это, пусть и правильные (если правильные), — всего лишь инструменты. А цель какая? Реально ли добиться в кратчайшие сроки технологической и промышленной независимости, если «новый мир» (почему-то) должен родиться уже в 2024 году? А каковы цели экономического развития? Много неясного за рамками данной статьи.

    comments user
    Винни Амин

    А каковы цели экономического развития? 

    »Либо мы это сделаем, либо нас сомнут.»     И.В.Сталин ( 4 февраля 1931 г.)

Обсуждение закрыто.